
Глава МИД России Сергей Лавров во время консультаций по Афганистану заявил, что талибы добились «выдающихся успехов» в борьбе с терроризмом «в условиях серьезного внешнего давления и при относительно скромном государственном бюджете».
Лавров уточнил, что речь идет о борьбе талибов с боевиками «Исламского государства». Он также похвалил их за «борьбу с наркотиками», отметив, что те «по примеру России» запретили выращивание опийного мака. В 2023 году ООН сообщала, что после запрета талибами опийного мака, из которого делали героин, в стране резко выросли объемы производства метамфетамина.
«Отдаем должное Кабулу в том, что в условиях серьезного внешнего давления и при относительно скромном государственном бюджете ему удается достаточно эффективно бороться с террористическими группировками — прежде всего афганским подразделением группировки “Исламское государство”. Ликвидированы сотни боевиков, сеявших смерть и разрушение на афганской земле. Обеспечен существенный прогресс и на антинаркотическом треке», — сказал Лавров.
Несмотря на заявления главы российского МИДа, в действительности режим «Талибана», насильственно захвативший власть в 2021 году, установил в стране тотальный террор своего же населения. Усиление репрессий фактически превращается в институционализированное преследование, которое может квалифицироваться как преступление против человечности.
В частности, был принят закон «О поощрении добродетели и предотвращении порока», который еще больше ограничивает права женщин и девочек, права мужчин и мальчиков, культурные права и нарушает свободу выражения мнений и вероисповедания. Например, женщинам запрещается произносить что-либо вслух на публике, предписано носить бурку, целиком закрывающую тело и лицо, запрещено получать образование и выходить из дома без сопровождения мужчины. Мужчинам запрещено иметь короткую бороду.
В июле 2025 года Международный уголовный суд выдал ордера на арест руководителей «Талибана» — верховного лидера Хайбатуллы Ахундзада и главного судьи «Исламского эмирата Афганистана» Абдул Хакима Хаккани. Согласно решению суда, они были вовлечены в преступления «против человечности, преследование по гендерным признакам в отношении девочек, женщин и других лиц, не соответствующих политике “Талибана” по вопросам гендера, гендерной идентичности или самовыражения».
По мнению представителей МУС, политика «Талибана» повлекла серьезные нарушения основных прав и свобод граждан Афганистана, особенно женщин и девочек. Эта политика сопровождалась как непосредственно насильственными актами — убийствами, тюремным заключением, пытками и изнасилованиями — так и систематической дискриминацией.