Президент США Джон Байден и председатель КНР Си Цзиньпин провели двусторонние переговоры во время саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сан-Франциско. Главным результатом встречи стала договоренность о восстановлении каналов прямой связи между армиями двух стран. Китайцы отказались от этой связи после того, как в августе прошлого года тогдашний спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси посетила Тайвань.
Как сообщает CNN, Си Цзиньпин ясно дал понять, что главной проблемой в американо-китайских отношениях является Тайвань. Председатель КНР заявил, что стремится к мирному присоединению острова, однако добавил, что в определенных условиях Пекин может пойти на применение силы.
Выступая на пресс-конференции после переговоров, Байден рассказал, что США будет постоянно поддерживать связь с Китаем не только на уровне военных, но и на других уровнях, включая общение лидеров стран. «Мы договорились, что мы оба можем поднять трубку, позвонить напрямую и немедленно быть услышанными», — сказал Байден. Он подчеркнул, что знает Си как «прямого и откровенного» собеседника, а на вопрос о доверии ответил: «Доверяй, но проверяй».
Председатель КНР по итогам встречи сказал, что для всего мира важно, чтобы Пекин и Вашингтон были партнерами, а не врагами. Тем не менее Си Цзиньпин подчеркнул, что США не должны вмешиваться во внутренние дела Китая.
Байден и Си также договорились о создании рабочих групп для совместной борьбы с наркоторговлей и сотрудничества в области искусственного интеллекта, а также об увеличении числа авиарейсов между странами и количества студентов, учащихся по обмену. По словам американского лидера, Китай согласился перекрыть каналы поставок прекурсоров фентанила — наркотического препарата, популярность которого в США вызывает обеспокоенность властей.
Между тем Байден в беседе с журналистами подтвердил, что по-прежнему считает Си Цзиньпиня диктатором. «Он диктатор в том смысле, что он парень, управляющий коммунистической страной, правительство которой полностью отличается от нашего», — сказал президент США.