Шестая сессия Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей в Пекине, помимо одобрения ряда законопроектов, принесла информацию о снятии с должностей сразу трех министров: обороны, финансов, науки и технологий.
Для министра обороны Ли Шанфу, находящегося под санкциями США, этот срок на посту был первым. Он продержался в кресле семь месяцев. Аналогичная ситуация сложилась ранее и у бывшего главы МИД КНР Цинь Гана, который возглавил ведомство в марте и был отправлен в отставку 25 июля.
Высшее руководство КНР пока не определилось с назначением на пост министра обороны взамен отправленного в отставку Ли Шанфу, сообщила гонконгская газета «Синдао жибао».
Китаист Алексей Чигадаев в разговоре с The Insider выразил мнение, что для следующего министра обороны Китая приоритетом будет улучшение взаимоотношений с США.
Согласно решению шестого заседания Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва Ли Шанфу снят с постов государственного советника и министра национальной обороны, кроме того, Цинь Ган снят с должности государственного советника — ранее он также был снят с должности министра иностранных дел. В опубликованных документах также есть и другие перестановки. Посты покинули министр науки и технологий Ван Чжиган и министр финансов Лю Кунь. Кейсы Ли Шанфу и Цинь Гана, несомненно, наиболее громкие, потому что они сначала исчезли из публичного информационного пространства.
Это жирные точки в их карьере. Руководство государства приняло решение пресечь любые мистификации и догадки и просто вычеркнуть фамилии — уверен, что ни открытых судебных процессов, ни публичных разбирательств не будет. У нас нет достоверной информации о причинах отставки. Что точно известно — это люди, лоббированием которых занимался сам Си Цзиньпин. Это часть его команды, ближнего круга.
С военными в Китае чаще всего связаны обвинения в коррупции — группы элит, недовольные активным лоббированием Ли, предположительно, могли предоставить доказательства коррупции такого уровня, что это нельзя было оставить без внимания даже своему человеку.
С Цинь Ганом сложнее — ему «желтая пресса» вменяет связи с американцами через его любовницу. Обязанности Цинь Гана сейчас исполняет Ван И — заведующий Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам. С министром обороны сложнее — пока нет подходящего человека. Главным образом следующий министр обороны будет решать проблему улучшения взаимоотношений с США — это является приоритетом. Для России Ли, скорее, был более удобным собеседником, потому что уже работал с РФ ранее и попал под американские санкции, в том числе из-за сотрудничества с Россией.
Научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темур Умаров считает, что, скорее всего, о реальных причинах кадровых решений (произошел ли внутриэлитный конфликт, или отставки последовали из-за того, что чиновники действительно нарушали законы или передавали кому-то секретные данные) не будет четко объявлено Китаем:
На самом деле китайская политическая система всегда была таким достаточно непроницаемым черным кубом, а после пандемии COVID-19 и особенно в последние годы стала абсолютно изолированной и закрытой. Поэтому сказать, что было действительной причиной — это какой-то конфликт внутриэлитный или конфликт интересов, связано ли это с нарушениями законов или разглашением секретов — этого всего мы на самом деле, наверное, не узнаем.
Но, мне кажется, здесь это не настолько важно, насколько важно то, что политическая система, которую выстроил Cи Цзиньпин, которая полностью замкнута на него, в которой он обладает абсолютным правом вето — она дает сбой. Ли Шанфу не просто очередной чиновник, которого задержали и убрали с должности — это третий человек в иерархии. Он считается протеже зампредседателя Центрального военного совета Чжан Юся, который очень близок к Cи Цзиньпину лично.
Cитуация с отставкой сначала главы МИД КНР Цинь Гана, а теперь и главы Министерства обороны говорит о том, что это система, где всё опирается на лояльность Си Цзиньпину. Но она не идеальна, каждый раз приходится вмешиваться и совершать вот такие перестановки, чтобы не допустить каких-то кризисов.
«Синдао жибао» подчеркивает, что так как следующее заседание Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей намечено на конец декабря 2023-го, то нового министра обороны не назначат до конца года. Издание указывает, что в КНР, похоже, складывается тенденция, что глава оборонного ведомства всё более играет символическую и церемониальную роль, в основном отвечая за контакты с иностранными вооруженными силами. «Эта позиция высокая, но не весомая», — указывает газета.
Министр обороны КНР отвечает за военную дипломатию и внешние связи, он играет роль обращенного на внешнюю аудиторию голоса вооруженных сил и разъясняет государственную политику в сфере национальной обороны, продолжают авторы статьи.
После решения снять с должности министра иностранных дел Цинь Гана о назначении на этот пост Ван И было объявлено сразу. Это, как пишет издание, произошло по той причине, что глава МИД является лицом страны. Для такой крупной мировой державы, как Китай, недопустимо не иметь министра иностранных дел даже один день, а вот то, что пост министра обороны временно остается вакантным, не имеет такого значения, подчеркивает «Синдао жибао».