Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.41
  • EUR104.86
  • OIL80.79
Поддержите нас English
  • 5010

Медийный скандал с высказыванием российского посла в Швеции Виктора Татаринцева («нам насрать на санкции Запада») имеет глубокую политическую подоплеку: Москва нервничает из-за стремительного роста пронатовских настроений в нейтральных скандинавских странах. Соцопросы подтверждают, что если бы сегодня в Швеции прошел референдум, она могла бы присоединиться к блоку. И хотя сама возможность вступления Швеции и Финляндии в НАТО вызывает в Москве панику, в том, что такая перспектива становится все более реальной, Кремль может винить только себя.

Содержание
  • Нас - рать, и мы - против

  • Швеция и Финляндия - перед открытой дверью

  • Только вместе с Финляндией

  • Шведский нейтралитет: сотворение мифа

  • Россия и Швеция как исторические враги

  • От Мюнхена к Грузии и далее - везде

Нас - рать, и мы - против

«Нам, извините за выражение, насрать на санкции Запада»: если бы не дерзость российского посла в Швеции Виктора Татаринцева, никто бы наверное и не вспомнил о Швеции в эти напряженные дни. Фраза попала в заголовки, и дипломатического скандала не случилось лишь потому, что в шведском языке этот глагол не имеет столь оскорбительной коннотации, как в русском.

Интервью Татаринцева изданию Aftonbladet касалось не столько санкций, сколько возможного вступления королевства в НАТО. Вот на это Москве совсем «не насрать», о чем посол заявил вполне недвусмысленно:

«Если бы США и НАТО не провоцировали и не обостряли ситуацию, мы бы не возражали против такого решения Швеции. … Но сейчас положение в этом регионе Европы изменилось. Расширение НАТО – самая большая угроза для России»
Чрезвычайный и полномочный посол России в Швеции Виктор Татаринцев
Чрезвычайный и полномочный посол России в Швеции Виктор Татаринцев

Главное требование России к НАТО – отказ от расширения блока на восток, но его продвижение на север тоже беспокоит Кремль. В начале февраля глава российского МИД Сергей Лавров направил своей шведской коллеге Анн Линде письмо с требованием объяснить, как ее правительство собирается выполнять соглашение стран ОБСЕ от 1999 года «не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств». Официального ответа пока не последовало, хотя Линде обсудила письмо Лаврова с финским министром иностранных дел Пеккой Хаависто и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Возможно, она подбирает дипломатичные выражения, означающие, что Швеции, скажем так, «наплевать» на озабоченность Москвы.

Швеция и Финляндия - перед открытой дверью

Шведское правительство 16 февраля в очередной раз подтвердило, что не намерено подавать заявку на вступление в НАТО, но парламентское большинство придерживается иного мнения. Еще в конце 2020 года рикстаг призвал кабинет официально признать возможность присоединения к НАТО. За это предложение проголосовали 204 депутата против 145. Правительство же резко раскритиковало эту инициативу.

Петер Лундквист, министр обороны Швеции:

«Швеция не должна вступать в НАТО ни сейчас, ни позже… Нам не нужны эксперименты в сфере безопасности»

Министр иностранных дел Анн Линде:

«Я не думаю, что это <вступление в НАТО – The Insider> способствует безопасности Швеции. У нас должна быть предсказуемая, долгосрочная и стабильная линия политики безопасности, и она у нас есть. Сейчас Швеция не стремится стать членом оборонного альянса, но мы оставляем за собой такую возможность»

Парламентский представитель социал-демократической (S) партии по оборонной политике Керстин Лундгрен:

«Мы стоим перед открытой дверью, но не заходим»

Сегодня дверь в НАТО не просто открыта, а распахнута настежь и для Швеции, и для ее ближайшего стратегического партнера – Финляндии. Организация предлагает им ускоренную процедуру вступления в свои ряды. Кроме того, все больше рядовых граждан не согласны с тем, что Швеция должна топтаться на пороге альянса.

Согласно агентству Aftonbladet/Demoskop, на вопрос, стоит ли Швеции вступать в НАТО, респонденты ответили следующим образом (в скобках приведены изменения по сравнению с предыдущим опросом, проведенным в декабре 2020 года):

  • Да: 48% (+2)
  • Нет: 33% (-1)
  • Не знаю: 19% (-1)

Только вместе с Финляндией

До голосования 2020 года политический консенсус в отношении НАТО обеспечивала националистическая партия «Шведские демократы» (SD), традиционно выступавшая против участия страны в международных союзах. Однако теперь ее лидеры допускают более гибкие варианты.

Парламентский представитель SD по оборонной политике Рогер Рихтофф:

«Мы не вступим в НАТО, пока это намерение не будет одобрено шведским народом в ходе референдума. Кроме того, такой референдум может быть объявлен, только если он одновременно будет проходить в Финляндии».

О том, что без Финляндии Швеции в НАТО делать нечего, пишет и колумнист Aftonbladet Лена Меллин в своей статье с красноречивым названием: «Швеция в НАТО – забудьте об этом» и подзаголовком: «Мы не вступим без Финляндии».

Лена Меллин, Aftonbladet, 25 января 2022 г.:

«Уязвимая позиция Финляндии, имеющей протяженную границу с Россией, означает, что решение остается за ними. Когда Финляндия сочтет выгодным для себя вступление в НАТО, это сделает и Швеция».

Финляндия, как и Швеция, официально не входит ни в один из международных военных альянсов, но ее связи с НАТО гораздо крепче. Еще в 2010 году вооруженные силы страны были приведены в соответствие со стандартами НАТО. Опция присоединения к альянсу лежит на столе финского правительства с 1995 года, и заявка на членство может быть подана в любой момент. Однако близость могущественного и непредсказуемого восточного соседа приучила финнов к осторожности. Даже после аннексии Крыма и введения антироссийских санкций, которые Финляндия поддержала как член ЕС, власти страны старались сохранить с Москвой позитивный диалог. На этот настрой не повлиял и миграционный кризис 2015 года, спровоцированный массовым наплывом беженцев с Ближнего Востока через открытую российскую границу. Удар был нанесен всей Северной Европе, но первым его приняла на себя Финляндия.

В 2016 году финское правительство пригласило четырех независимых экспертов для оценки последствий возможного вступления в НАТО. Выводы этой группы оказались малоутешительными: европейская концепция безопасности на основе сотрудничества терпит крах, но присоединение к НАТО сильно осложнит российско-финские отношения. Бывший премьер-министр Матти Ванханен предположил, что в этом случае Россия вполне может нанести военный удар по Финляндии, а экс-министр иностранных дел Эркки Туомиоя даже упомянул ядерное оружие.

За прошедшие годы все опасения только усилились, но власти Финляндии по-прежнему находятся в «состоянии отрицания», о котором шесть лет назад писал финский журналист Ярмо Мякеля в «Вестнике НАТО», и не готовы предпринимать резкие шаги:

С момента незаконной оккупации и «аннексии» Крыма Россией, а также военного вмешательства России на востоке Украины часть политической элиты Финляндии пребывает в странном состоянии отрицания.

Шведский нейтралитет: сотворение мифа

К стратегическим соображениям шведов о присоединении к НАТО добавляется национальная идея нейтралитета. Более 200 лет, начиная с подписания перемирия с Норвегией в 1814 году, Швеция официально не участвует в войнах. Сам принцип нейтралитета был зафиксирован 20 лет спустя в Декларации короля Карла XIV Юхана. Статус нейтральной страны, помимо прочих преференций, позволяет Швеции выступать в роли международного арбитра и эталона морали для народов мира.

Тем не менее, и в самой Швеции, и вне ее многие считают шведский нейтралитет красивой, но далекой от реальности легендой (см. например, эссе историка Патрика Магнуссона «Миф о шведском нейтралитете» - Patrik Magnusson, Den svenska neutralitetsmyten, Esse Non Videri, 2011). Особенно много вопросов вызывает двусмысленное поведение шведов во Второй мировой войне. Известно также, что в ходе Зимней войны Швеция помогала Финляндии так активно, что сама называла свою позицию не нейтральной, а «невоенной».

Однако принцип неприсоединения к военным организациям до сих пор соблюдается неукоснительно. Это не мешает Швеции, как и Финляндии, широко сотрудничать с НАТО, проводить совместные учения, обмениваться стратегической информацией, участвовать в миротворческих миссиях. В 1994 году Швеция стала участником программы «Партнерство ради мира», а через три года присоединилась к Совету евроатлантического партнерства. В 2016-м был принят совместный с НАТО «Меморандум принимающей страны», который означает, что Швеция будет оказывать альянсу всемерную поддержку на своей территории при проведении военных или учебных мероприятий.

Автор нашумевшей в свое время книги «Скрытый альянс – тайные связи Швеции и НАТО» Микаэль Хольмстрем отмечает, что в годы холодной войны Швеция фактически находилась под ядерным зонтиком США, а оборонная стратегия Норвегии предусматривала участие шведских вооруженных сил.

Россия и Швеция как исторические враги

Несмотря на 200 лет мира, Россия оставалась для Швеции «историческим врагом», к тому же отнявшим у нее огромную часть королевства – Финляндию. Возможно, поэтому страна одной из первых в Европе с необычайным энтузиазмом приветствовала горбачевскую перестройку. Наконец-то можно жить без врагов! Двусторонние экономические, культурные, экологические программы, совместные Арктические и Балтийские проекты, росли в 90-е годы, как грибы после дождя. Именно тогда началось стремительное сокращение оборонного бюджета. Но, как видно по графику, ситуация резко меняется в 2014 году после аннексии Россией Крыма:

Расходы Швеции на оборону в 1900-2025 гг
Расходы Швеции на оборону в 1900-2025 гг
Пер Ольссон, Исторические инвестиции в оборону – но хватит ли денег? Officerstidningen, 11/11/2021
  • Розовый фон – расходы в миллиардах крон по курсу 2021 года, красная ломаная линия обозначает долю оборонных расходов от ВВП. Желтыми кружками отмечены: 1918 г., Первая мировая война, 1941 г. Вторая мировая война, 2014 г., аннексия Крыма Россией. Источник

Вот что писал Патрик Магнуссон в 2011 году, когда еще не было ни Крыма, ни Донбасса:

Военное планирование для получения помощи извне, которое у нас было во время холодной войны, исчезло по той простой причине, что у нас больше нет никакого военного планирования. Чего мы, однако, не сделали, так это формального вступления в НАТО. Для такого шага миф о шведском нейтралитете все еще слишком силен.

От Мюнхена к Грузии и далее - везде

К мюнхенской речи Путина 2007 года шведы отнеслись с осторожным недоумением. Но уже через год, с нападением на Грузию, стало ясно, что золотой век сотрудничества близится к закату. Тогдашний премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт сразу приостановил сотрудничество с Россией в области обороны. 2014 год окончательно расставил все по местам.

В 2018 году все жители страны впервые с 1961 года получили информационную брошюру «Если начнется кризис или война». Противник, который начнет войну, не называется, но кто он, догадаться нетрудно.

Обложка государственной брошюры «Если начнется кризис или война», 2018 г.
Обложка государственной брошюры «Если начнется кризис или война», 2018 г.

В Стокгольме, спохватившись, начали наращивать расходы на оборону. Рост оборонного бюджета на 40% с 2021 до 2025 год – самое серьезное повышение за последние 70 лет. К 2025 году он должен достигнуть 89 млрд крон ($11 млрд). «Наша оптимальная стратегия – усиливать национальный военный потенциал и развивать сотрудничество с другими странами», - говорит министр обороны Петер Хультквист.

Между тем, военные аналитики предупреждают: Швеция в состоянии сопротивляться вторжению не больше недели, и то если оно будет носить локальный характер. Партнерские программы с НАТО – дело полезное, но они еще не гарантируют, что альянс в трудную минуту придет на помощь. Сегодня корабли Североатлантических сил патрулируют Балтику («расширяя сотрудничество с нашими союзниками», как говорится в заявлении НАТО), но это скорее символическая акция. Истинную же безопасность обеспечивает 5-я статья Устава НАТО, которая распространяется только на ее членов. Внутри страны остро стоит вопрос: готова ли Швеция обменять легенду о нейтралитете и относительную свободу действий, которую дает ей политика неприсоединения, на этот пятый пункт – то есть на вступление в Североатлантический альянс.

Для России это было бы крайне неприятным развитием событий, учитывая стратегическую важность Балтийского моря и дальнейшее проникновение НАТО в Арктику. Тем удивительнее, что Путин и его команда делают буквально все – хамят, давят, запугивают, - чтобы подтолкнуть Швецию и Финляндию к этому шагу.

Пока что в стране правит левая коалиция, которая не хочет менять статус-кво в сфере безопасности. Но шведские политики очень чутки к общественному мнению, а оно все настойчивее требует перемен. Кроме того, уже в этом году в Швеции состоятся парламентские выборы, и, если власть перейдет к правому блоку, все карты окажутся в руках у сторонников НАТО.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari