Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.25
  • EUR93.50
  • OIL67.55
Поддержите нас English
  • 902

К встрече Дональда Трампа и Владимира Зеленского в Вашингтоне присоединились глава Еврокомиссии, генсек НАТО, президенты Франции и Финляндии, премьеры Великобритании, Германии и Италии

Мнения

Созидательный хаос: в переговорах по войне в Украине пока больше шума, чем достижений, но в итоге они способствуют единению Запада

Трамп в ускоренном режиме готовит встречу Путина с Зеленским, европейцы каждый день проводят консультации, российский лидер обзванивает глав других государств, чтобы рассказать об итогах своего общения с американским коллегой, и даже папа римский призывает объявить 22 августа днем молитвы за мир в Украине. Всё это дипломатическое оживление связано с полуформальным саммитом в Вашингтоне и предшествующей встречей Трампа с Путиным на Аляске. После первых заявлений казалось, что Путину снова удается манипулировать Трампом, отмечает украинский аналитик, руководитель Центра содействия реформам Георгий Чижов, но в процессе переговоров позиции Трампа и Европы сближаются, и в итоге политика США становится куда менее лояльной к России, чем была еще полгода назад.

Available in Russian

Аудиоверсия Apple Podcasts / Spotify /


Сеанс самозапугивания

Накануне коротких переговоров лидеров России и США в столице Аляски Анкоридже их значение — умышленно или ненароком — раздувалось всеми сторонами. Трамп традиционно намекал, что полный успех его миротворческой миссии близок. Путин собирал под камеру Совет безопасности, вызывая болезненные ассоциации с кануном полномасштабного вторжения в Украину 2022 года. Украинская сторона охотно делилась своими опасениями, сводившимися, к тому, что:

  • Трамп попадет под влияние Путина и откажется от своих проукраинских позиций последнего времени;
  • Трамп сговорится с Путиным и потребует от Киева выполнения российских условий;
  • В случае вероятного отказа Зеленского США прекратят военную поддержку Украины даже за европейские деньги.

Уже накануне американо-украинской встречи к этим опасениям добавилось еще одно. После того, как Трамп предложит Зеленскому что-то неприемлемое и получит отказ, он вспылит, и повторится февральская ссора в Овальном кабинете, причем с более драматическими последствиями.

Возможно, последнее опасение стало одним из мотивов прибытия в Белый дом европейских лидеров, которых остроумцы из числа украинских журналистов нарекли «командой санитаров», призванных успокоить американского лидера в случае сильного обострения.

Здравые же аналитики еще накануне вылета президентов на Аляску прогнозировали: ничего принципиального там не произойдет. И оказались в основном правы.

На Аляске Трамп нарушил протокол: встретил Путина и провез на своем автомобиле до места переговоров
На Аляске Трамп нарушил протокол: встретил Путина и провез на своем автомобиле до места переговоров

Опасения сбылись лишь частично: Дональд Трамп вновь каким-то непонятным образом покорился весьма специфическому обаянию своего визави. Результатом стал отказ от идеи тридцатидневного перемирия (которая несколько месяцев подавалась как категорическое требование именно Америки), отказ от введения вторичных санкций против торговых партнеров России, готовность передать российской армии еще не занятые ею украинские территории и объявление Зеленского ответственным за судьбы войны и мира.

«Думаю, он хочет заключить эту сделку для меня… Понимаешь? Как бы дико это ни звучало», — эта случайно попавшая на камеру реплика Трампа Макрону о Путине выдает определенную дезориентацию американского президента.

«Думаю, он хочет заключить эту сделку для меня… Понимаешь? Как бы дико это ни звучало», — сказал Трамп Макрону о Путине

Но привело ли такое не до конца объяснимое очарование самого влиятельного человека мира кремлевским автократом к катастрофе, которую предрекали пессимисты? Вовсе нет. Владимир Путин всего лишь ускользнул из-под ультиматумов, что уже проделывал раньше. Зато сегодняшний Трамп уже не тот, что был еще зимой-весной, когда он категорически не готов был воспринимать несогласие лидеров других независимых государств с собственной волей.

Кажется, что за последние полгода американский президент глубже разобрался в правилах международной дипломатии, чем за время своей первой каденции. Например, уже заявляет, что вопрос о территориальных уступках может решить только украинский народ и президент Зеленский.

Никаких гарантий

Итак, ничего страшного не случилось, Украину никто не предал и не продал. Тогда, может быть, напротив, удалось достичь решительного прогресса в переговорах? Увы, и это не так. Определенная эйфория, возникшая после вашингтонского саммита по факту того, что мировые лидеры уже обсуждают формат гарантий безопасности Украине после завершения войны, разбивается об одно очевидное обстоятельство.

Кремль не согласен практически ни на какие украинские, европейские, американские и совместные предложения. Ни на заморозку линии фронта с небольшими «пропорциональными» обменами территориями. Ни на отказ от юридического признания перехода к России украинских земель. Ни на гарантии безопасности в форме ввода в Украину войск стран — членов НАТО или заключения двусторонних договоров по аналогии с пресловутой натовской 5-й статьей. Ни даже на личную встречу Путина с Зеленским в присутствии или в отсутствие Трампа.

Решительного прорыва на переговорах в Вашингтоге достичь не удалось
Решительного прорыва на переговорах в Вашингтоге достичь не удалось
White House Press Office

Предложение российского президента принять лидеров США и Украины в Москве следует воспринимать как не слишком закамуфлированный отказ от такой встречи. Причем именно с Зеленским — Трамп-то может Россию и посетить, правила для него не писаны. Американские чиновники продолжают излучать оптимизм и готовить то ли двустороннюю, то ли трехстороннюю встречу. Фридрих Мерц утверждает, что Путин готов к личной беседе с Зеленским. Однако никаких весомых оснований всерьез полагать, что такая встреча действительно состоится в ближайшее время, пока не просматривается.

По словам еще одного оптимиста, спецпредставителя Трампа Стива Уиткоффа, Путин даже готов обсуждать западные гарантии безопасности Украине, аналогичные 5-й статье. Однако источники издания Axios утверждают, что ни о каких конкретных механизмах президенты не договорились, а Путин в качестве потенциального гаранта называл Китай, а не западные страны. При этом несогласие с размещением натовских военных в Украине после прекращения огня российский МИД устами Марии Захаровой высказал вполне официально.

На том же месте

Если вспомнить позиции российской и украинской сторон в отношении мирного соглашения прошедшей осенью, сразу после победы Трампа на президентских выборах, то с удивлением можно констатировать, что они практически не изменились.

Зеленский и так вышел на свою красную линию — он готов признать фактический контроль России над оккупированными ею территориями, а также отказ Украины от попыток возвращения этих территорий силой. Отступать дальше ему практически некуда: принятие каких-либо нынешних российских условий чревато непоправимым ущербом как для независимости его страны, так и для его собственного политического будущего. Даже продолжение отступления украинской армии темпами, сопоставимыми с теми, что наблюдались до сих пор, представляется меньшим злом.

Москва же, имеющая, на первый взгляд, больше пространства для маневра, по-прежнему принципиально не желает смягчать свои требования. Правда, Путин вроде бы согласился отказаться от захвата контролируемых сегодня Украиной частей Херсонской и Запорожской областей в обмен на полный вывод ВСУ из областей Луганской и Донецкой. Однако в Киеве такое предложение однозначно воспринимается как военно-дипломатическая уловка.

Оборонительные рубежи в Донецкой области даже после ряда локальных отступлений украинских сил остаются крепким орешком для российской армии, и бои за них могут продолжаться еще долгие месяцы, если не годы. А вот в искренность отказа от контроля над Херсоном и Запорожьем поверить очень трудно: в конституции Российской Федерации «новые регионы» записаны именно под названиями своих областных центров, не контролируемых оккупационными войсками.

Лед тронулся

И всё же было бы несправедливым не отдать должное гиперактивности Дональда Трампа. Его спорные, непоследовательные и отчасти хаотичные усилия окончательно разрушили инерционный дипломатический фон вокруг российско-украинской войны. С начала 2025 года к поиску условий компромисса между воюющими сторонами подключается всё больше глав государств. Мотивация у них разная — кто-то просто опасается, что оставленный «без присмотра» американский лидер может наломать дров. Кто-то осознает, что Европа остается без «старшего брата» и должна предпринять определенные сверхусилия, чтобы сохранить свою субъектность.

Спорные, непоследовательные и отчасти хаотичные усилия Трампа окончательно разрушили инерционный дипломатический фон вокруг российско-украинской войны

«Король хаоса» Путин при этом всячески пытается оставить европейцев вне игры, рассчитывая, что Трамп в силу своей импульсивности, противоречивости и упомянутой готовности уступать хозяину Кремля не справится с ношей миротворца и облегчит Москве окончательное решение украинского вопроса.

Всё, что может противопоставить коллективный Запад, — более жесткий контроль над соблюдением санкционного режима, введение новых санкций (хотя возможности для креатива на этом направлении уже сильно ограничены) и усиление ВСУ через поставки новых вооружений и обучение военных.

Очевидно, что не только Украина, но и Россия изрядно истощена войной. Однако заставить Москву пойти на реальный компромисс способно лишь понимание, что Запад снова един и последователен. Так что в перспективе, возможно, экстренный сбор в Вашингтоне сможет поспособствовать выработке общих позиций и подходов. Если, конечно, Трамп окончательно избавится от иллюзий, что может «порешать на двоих» судьбу современного мира.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari