Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.22
  • EUR105.81
  • OIL74.15
Поддержите нас English
  • 6758
Общество

Братья по крови. Почему Россия дружит с одними исламскими фундаменталистами и воюет с другими

Пропагандистка Маргарита Симоньян публично поддержала действия силовика, отрезавшего ухо одному из задержанных после теракта в «Крокусе» террористов. «Здесь вам не Норвегия», — оправдала она средневековые насильственные методы. Россия и правда с каждым годом все дальше от Норвегии и все ближе по методам и идеологии к фундаменталистским террористическим организациям. Неудивительно, что со многими из них Москва наладила самые теплые отношения. Этот материал поможет разобраться, какие террористы для Кремля друзья, а какие — враги.

Содержание
  • Шиитская ось: «Хезболла» и хуситы

  • ХАМАС

  • «Талибан»

  • ИГИЛ — дружбы не получилось

В России на федеральных каналах ежедневно звучат призывы к массовым убийствам мирных украинцев и к уничтожению украинских городов. Силовики не стесняются на камеры пытать и калечить подозреваемых, а руководители государственных медиа, в свою очередь, не стесняются демонстрировать эти записи в эфире телеканалов. Открытый государственный террор все больше сближает Россию даже не столько с КНДР или Ираном, сколько с террористическими организациями. Большинство из них действительно стали официальными российскими союзниками.

Шиитская ось: «Хезболла» и хуситы

В 2015 году Россия вступила в войну в Сирии на стороне правительственных сил Башара Асада. Силы эти явно были уже на исходе, потрепанные годами боев и дезертирством солдат и офицеров, а потому едва ли не главными союзниками россиян тогда стали различные шиитские формирования, спонсируемые и вооружаемые Ираном. Победа повстанцев в сирийской войне грозила Ирану потерей главного союзника в арабском мире, а потому Тегеран не жалел ни денег, ни людей, чтобы сохранить дружественный режим Асада. В Сирию отправлялись иракские шииты, клюнувшие на религиозную пропаганду Ирана, шиитские беженцы из Афганистана, которых Тегеран насильно превращал в пушечное мясо, сами иранские добровольцы и кадровые военные. Но наиболее заметным из шиитских формирований была ливанская группировка «Хезболла».

Учения «Хезболлы»
Учения «Хезболлы»

Во многих демократических странах она признана террористической, но для россиян они — надежные партнеры. Занимающаяся убийством дипломатов, угоном самолетов, взрывами бомб в людных местах, захватом заложников и, вероятно, еще и наркоторговлей, «Хезболла» с самого начала российского военного присутствия в Сирии наладила с Россией тесные связи. Сейчас эти связи выходят далеко за пределы чисто военного сотрудничества и включают в себя совместные операции с теневым танкерным флотом, с помощью которого подсанкционная российская и иранская нефть распространяется по миру, отмывание добытых криминальным путем денег и прочие прямо-таки мафиозные дела.

Рисунок на машине, на котором изображены президент Сирии Башар Асад, президент РФ Владимир Путин и лидер «Хезболлы» Сайед Насралла. Латакия, Сирия, май 2014 года
Рисунок на машине, на котором изображены президент Сирии Башар Асад, президент РФ Владимир Путин и лидер «Хезболлы» Сайед Насралла. Латакия, Сирия, май 2014 года
Reuters

Кстати, с помощью созданных Россией и «Хезболлой» схем легализации и перевода денег финансируется еще один шиитский союзник и партнер Москвы — йеменская «Ансар Алла», больше известная как хуситы. Хуситов с россиянами роднит не только ненависть к западному миру, но и склонность к героизации террористических актов, уверенность в своей собственной особой миссии и зависимость от иранского оружия. Россия традиционно блокирует в Совбезе ООН резолюции, направленные на введение санкций против хуситов, и даже пыталась оспорить включение группировки в американский список террористических организаций.

Россия даже пыталась оспорить в ООН включение хуситов в американский список террористических организаций

Причем все это было еще до полномасштабного вторжения в Украину и окончательной изоляции России. Теперь же отношения между режимами стали еще теснее. Хуситы уже назначены российской пропагандой одними из главных союзников в деле «борьбы за многополярный мир». Похищения людей, депортации, пытки, расправы над безоружными — все это характерный почерк «Ансар Алла» и происходит в ходе полномасштабного российского вторжения в Украину.

Стороны настолько близки, что хуситы даже пообещали не трогать российские суда, следующие через Красное море, несмотря на развязанную ими войну против торговых флотов едва ли не всего мира. Эта война стала асимметричным ответом на боевые действия Израиля против ХАМАС в секторе Газа. С ее помощью хуситы хотят заставить страны Запада отказаться от поддержки еврейского государства. Кроме России, сомнительной чести оказаться в «белом списке» хуситов удостоился Китай. Скорее всего, это связано с его подчеркнуто нейтральной позицией по отношению к арабо-израильскому конфликту.

ХАМАС

Ключевые участники этого конфликта с палестинской стороны, в том числе и те, кого в мире считают террористами, — тоже союзники России. Это партнерство начиналось еще в советские времена, когда Москва оказывала почти неограниченную военную, экономическую и дипломатическую помощь ближневосточным врагам Израиля. Еврейское государство воспринималось советскими функционерами как готовая площадка для западной экспансии в арабские страны, а потому оно считалось враждебным.

СССР поставлял тысячи танков, самолетов и орудий Сирии и Египту — главным соперникам Израиля в регионе. Параллельно помощь шла и палестинцам, у которых не было своей армии, но были подпольные боевые группировки. Из СССР они получали стрелковое оружие, взрывчатку, агитационные материалы. В Союзе проводилось и обучение боевиков. С 1967 года Москва официально не признавала Израиль, дипломатических связей между странами не поддерживалось. Возобновились они только в 1991 году, после распада Союза. Однако потепление отношений с Израилем не привело к охлаждению отношений с его противниками-палестинцами. Главный из этих противников — ХАМАС — не выпал из числа друзей Москвы даже тогда, когда стало известно, что группировка поддерживает антироссийское подполье на Северном Кавказе, а ее лидеры призывали российских мусульман к джихаду против властей страны.

Боевики ХАМАС
Боевики ХАМАС

Как и в случае со всеми вышеперечисленными группировками, Россия не признавала и не признает ХАМАС террористами, хотя и выступала до недавнего времени со словами осуждения терактов, совершаемых организацией. С середины двухтысячных в Москву регулярно ездят делегации ХАМАС, а Дмитрий Медведев в бытность свою президентом даже лично встречался в Дамаске с главной политбюро Халедом Машалем.

Россия не признавала и не признает ХАМАС террористами

Согласно данным украинской разведки, россияне снабжали ХАМАС оружием, которое было использовано для нападения на Израиль в октябре 2023 года, в том числе и западным, добытым в качестве трофеев на украинских фронтах. Кроме того, представители группировки утверждали, что с разрешения Москвы в Газе было налажено производство автоматов Калашникова и патронов к ним.

Конечно же, россияне блокируют антихамасовские резолюции в Совбезе ООН и вообще выступают адвокатами террористической группировки на международной арене.

Для буквально одержимой антиамериканизмом России ХАМАС, ненавидящий Запад и демократию, — естественный союзник. Как и в середине ХХ века, Москва сейчас готова поддерживать каждого противника США без оглядки на то, насколько этот противник жесток и насколько токсичным может быть сотрудничество с ним.

Москва сейчас готова поддерживать каждого противника США без оглядки на то, насколько этот противник жесток

Возможно, российское руководство хотело бы усилить влияние на группировку, поставить ее на службу своим интересам. Для того, например, чтобы с помощью инициируемых из Кремля обострений на Ближнем Востоке отвлекать внимание мира от своих преступлений в Украине. Но ХАМАС совершенно точно не марионетка Москвы. Это подтверждает, например, провал всех попыток Москвы помирить ХАМАС с другими палестинскими фракциями. Последняя такая попытка предпринималась в конце февраля этого года и закончилась ничем. Главный политический оппонент ХАМАС — организация ФАТХ — так и не смогла договориться с конкурентами о примирении.

Сергей Лавров и Исмаил Хания, председатель политбюро ХАМАС
Сергей Лавров и Исмаил Хания, председатель политбюро ХАМАС
МИД России

Открытый конфликт ФАТХ и ХАМАС начался в 2007 году с захвата хамасовцами власти в секторе Газа и с тех пор организации пребывают в состоянии холодной войны друг с другом. С ФАТХом, который является сердцем правящей в Палестине правительственной коалиции, у Москвы, к слову, тоже теплые отношения с довольно долгой историей. Нынешний председатель организации, палестинский президент Махмуд Аббас еще в 1980-х защищал в Москве кандидатскую диссертацию по теме «Секретная связь между нацизмом и сионизмом», содержание которой до сих пор держится в тайне.

«Талибан»

К моменту вывода советских войск из Афганистана в 1989 году группировки «Талибан» еще не существовало. Ее создатели и идеологи в то время в большинстве своем находились в соседнем Пакистане, где учились в исламских школах (само слово «талибан» в переводе означает «студенты»). То есть у них, в отличие от воевавших против Советов моджахедов, нет и никогда не было предубеждений против Москвы. Более того, именно Москва, по большому счету, и предоставила талибам возможность прийти к власти, но, конечно, совершенно не отдавая себе в этом отчета.

По большому счету, именно Москва предоставила талибам возможность прийти к власти

В конце концов, именно советское вторжение привело к крушению хрупкого афганского мира и появлению множества вооруженных групп, которые не смогли сложить оружие даже после того, как СССР покинул их страну. В 1990-х эти группы воевали друг с другом за влияние и ничего не смогли противопоставить многочисленным и хорошо мотивированным «студентам», которые за считанные годы одну за другой уничтожили или разогнали все группировки моджахедов.

До 2001 года талибы контролировали почти всю территорию Афганистана, их правительство пало только после американского вторжения. Сильных эмоций в Москве падение режима талибов не вызвало. Многие годы Россия особо не обращала внимания на Афганистан — далекую страну, не имеющую почти никакого влияния на мировые процессы, да к тому же войну с которой она так позорно проиграла. Наверное, именно поэтому Россия вслед за цивилизованным миром все-таки признала талибов террористами. Но это нисколько не мешало Москве вести с ними переговоры.

Боевики «Талибана»
Боевики «Талибана»

Переговоры, правда, были скорее демонстративными, чем реальными. После 2014 года, после захвата Крыма и начала гибридной оккупации Донбасса, Россия всячески стремилась продемонстрировать миру, что остается надежным и незаменимым партнером: вот, мол, и к антиигиловской коалиции готова присоединиться, и посредником на переговорах по афганскому урегулированию будет выступать, пусть только мир не обращает внимания на то, что там россияне творят в соседней стране.

Так продолжалось до вывода войск западной коалиции из Афганистана в 2021 году и последовавшим за этим молниеносным захватом страны все тем же «Талибаном». Для россиян этот разгром западного проекта демократического Афганистана стал настоящим подарком. Во-первых, они решили, что США больше не будут играть роль всемирного жандарма, помогая союзникам далеко от собственных границ, что в итоге и подтолкнуло РФ к полномасштабному вторжению в Украину.

Ну а во-вторых, за время американского присутствия в Афганистане выяснилось, что страна буквально напичкана ценными минералами, которые только и ждут того, кто добудет, переработает их и отправит на мировые рынки. Талибы в прямом смысле сидят на земле, в которой зарыт триллион долларов, но не имеют ни технологий, ни опыта, ни связей, чтобы этот спрятанный в руде триллион превратить в наличные. Россияне очень хотят получить от талибов концессии на разработку афганских полезных ископаемых. И не они одни.

Талибы сидят на земле, в которой зарыт триллион долларов, но не имеют ни технологий, ни опыта, чтобы превратить его в наличные

На тамошние минеральные запасы имеют виды соседние Китай и Индия. И все они отчаянно пытаются добиться расположения талибов ради того, чтобы получить самые перспективные контракты. В Кабул одна за другой ездят правительственные делегации, талибов зовут на конференции и межправительственные встречи, вновь открываются закрытые после падения демократической власти посольства. И вся эта возня замыливает тот факт, что «Талибан» вообще-то был и остается террористической организацией, которая занимается внесудебными казнями, расстрелами пленных, преследованием людей по религиозному и гендерному признакам.

ИГИЛ — дружбы не получилось

Главные оппоненты талибов в Афганистане недовольны ими не потому что талибы излишне жестоки и мракобесны. Эти оппоненты уверены, что правящий режим, наоборот, недостаточно жесток. Зовутся эти оппоненты «Вилаят Хорасан», или ИГИЛ-Хорасан. Хорасан — это огромная историческая область в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, которая включала в себя части территорий современных Ирана, Пакистана, Таджикистана, Афганистана и Туркмении. ИГИЛ-Хорасан появился несколько лет назад, когда действующие в некоторых из этих стран джихадистские группировки принесли клятву верности самопровозглашенному халифу ИГИЛ аль-Багдади.

Хорасановцы ставят перед собой цель построить основанное на строгом понимании законов шариата исламское государство в Афганистане. И талибы им в этом вовсе не союзники, а враги. Несмотря даже на то, что очень многие из боевиков ИГИЛ-Хорасан сами когда-то были талибами, — со временем они отошли от своих бывших товарищей.

Боевики ИГИЛ
Боевики ИГИЛ

Дело во многом в сотрудничестве «Талибана» с иностранными правительствами и готовность сформированного им правительства добиваться международного признания (пока еще правительство талибов не признано ни одним государством мира). В системе ценностей ИГИЛ вообще отсутствует необходимость международного признания халифата. Только свое исламское государство они считают легитимным и имеющим право на существование. Все остальные страны должны быть со временем подчинены халифату, их органы власти ликвидированы, а законы и конституции заменены шариатом.

Талибы же не только ищут признания от тех, кто по мнению игиловцев и существовать-то не должен, но и активно сотрудничают с ними. Полностью неприемлемым для ИГИЛ делает это сотрудничество и выбор «Талибаном» международных партнеров. Это подчеркнуто атеистичный Китай, Индия, основная религия которой — индуизм — в глазах джихадистов выглядит строго-настрого запрещенным многобожием. Ну и Россия, которая убивает мусульман (в том числе и игиловцев) на Северном Кавказе и в Сирии и потому занимает одно из первых мест в списке врагов ИГИЛ.

В отличие от тех террористических организаций, с которыми Россия сотрудничает, ИГИЛ — это исключительно идеологически мотивированная организация. Она далека от политических игр «Хезболлы», которая не только копит ракеты для уничтожения Израиля, но и протаскивает на выборах своих депутатов в ливанский парламент и назначает министров в правительство. Далека от оппортунизма ХАМАС — вроде бы радикальных суннитов, которые безо всяких колебаний берут деньги и оружие у неверных россиян и иранских еретиков-шиитов. Далека от расчетливости талибов, готовых ради денег сотрудничать даже с многобожниками.

В основе идеологии современной России и всех перечисленных выше групп — ненависть. У кого-то — ненависть к украинцам, у кого-то — к Израилю, у кого-то — ко всем неверным. Но только ИГИЛ идет дорогой чистой ненависти, не отвлекаясь ни на что.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari