Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.41
  • EUR104.86
  • OIL80.79
Поддержите нас English
  • 9195
Общество

Без леса, Байкала и раздельного сбора. Как война в Украине убивает природу России

С началом войны в Украине и введением западных санкций в России началась деэкологизация – так называют процесс ликвидации природоохранных норм и законов, уход от экологичности в экономике. Почти полтора десятка инициатив, снижающих контроль в природоохранном законодательстве, появились после 24 февраля. Так власти пытаются помочь предприятиям, оказавшимся в условиях санкций. The Insider разобрался, почему попытка спасти экономику за счет экологии обернется экологической катастрофой и как еще санкции повлияют на российскую природу.

Содержание
  • Топливо на основе мусора

  • Без сортировки и переработки

  • Мусоросжигание станет еще опаснее

  • Заброшенные нефтяные скважины

  • Рубка леса без обязательств

  • Машины с нулевой экологичностью

  • Байкал под угрозой

  • Отмена общественной экспертизы

Топливо на основе мусора

В конце апреля депутаты-единороссы Бекхан Агаев и Александр Коган внесли в Госдуму законопроект «Об отходах производства и потребления», который приравнивает к утилизации мусора изготовление из него топлива, компоста и иных удобрений. В пояснительной записке говорится, что проект позволит выполнить поставленную президентом задачу — сократить захоронение отходов на полигонах на 50% к 2030 году. Оплатят это россияне – изготовление топлива, которое потом снова будут сжигать, хотят включить в единый тариф на услуги региональных операторов.

Законопроект вызвал бурную реакцию среди почти всех экологических сообществ. Российское отделение Greenpeace запустило сбор подписей под петицией об отмене инициативы. Экологи считают, что она опасна по двум причинам. Во-первых, это развитие мусоросжигания, которое приведёт к вредным для здоровья выбросам ртути, свинца, кадмия и диоксинов. В России системно не собирают такие опасные отходы, как батарейки, градусники, электронные отходы и токсичный пластик ПВХ. Все они оказываются в общем потоке мусора, и на практике их невозможно оттуда достать.

Иными словами, состав RDF-топлива (Refuse-derived fuel – топливо на основе мусора) с высокой вероятностью окажется очень вредным. А его использование – ещё более токсичным, чем классическое мусоросжигание на МСЗ. Согласно итальянскому исследованию, в атмосферу при сжигании RDF-топлива попадает в девять раз больше ртути, в три раза больше кадмия и в 203 раза больше свинца, – и это в стране, которая наладила раздельный сбор. В российских реалиях концентрации вредных веществ окажутся выше в десятки раз.

Во-вторых, проект окончательно уничтожит раздельный сбор. Бизнесу будет невыгодно сортировать мусор и производить из пластика пластик. Greenpeace отмечает, что компании будут получать деньги, прессовать и дробить отходы, а потом направлять на сжигание:

«Это технологические проще и дешевле, чем вкладываться в раздельный сбор и переработку. Законопроект позволит властям и региональным операторам отчитываться о высоком уровне утилизации, фактически ей не занимаясь».

Без сортировки и переработки

Эксперты предупреждают, что мусоросортировочные станции по всей России могут встать, так как работают на иностранном оборудовании. Отрасль рециклинга на 70% зависит от иностранных компонентов и технологий. В составе комплектующих российского оборудования также содержится большое количество импортных компонентов. Это в основном высокотехнологичные элементы, у которых нет российского аналога. С началом войны импорт иностранных комплектующих остановился. При этом переработчики отходов скрывают проблемы, связанные с антироссийскими санкциями, чтобы соответствовать нацпроекту «Экология». К 2030 году на сортировку должно направляться 100% твердых коммунальных отходов, сейчас этот показатель по некоторым данным не превышает 7%.

Мусоросортировочные станции по всей России могут встать, так как работают на иностранном оборудовании.

Действующая в стране двухконтейнерная система сбора предполагает, что все отходы нужно пропускать через сортировочные станции. В прошлом году между субъектами распределили 1 млрд рублей на установку 63 тысяч контейнеров для раздельного сбора. Но когда оборудование сортировки начнёт выходить из строя, система перестанет работать. Эксперт движения «Раздельный сбор» Анна Гаркуша сомневается, что контейнеры смогут проработать до появления альтернативы:

«Сортировочным линиям нужны подшипники, ленты, оптические сепараторы и другие комплектующие. Непонятно, протянут ли существующие конвейеры до появления нужных деталей отечественного производства»

Могут закрыться и предприятия для переработки текстиля. После санкций они лишились 85% сырья. В основном его ввозили из-за рубежа, где налажен сбор старой одежды, это 73%. После начала войны это сырье перестало поступать. А с уходом сети H&M, в магазинах которой также собирали ветхую одежду, предприятия лишились ещё 12% сырья. Остался текстиль от российских сборщиков, но это всего 15% от общего объема. Этого недостаточно для функционирования предприятий. Если они закроются, то старую одежду будет негде перерабатывать и она отправится на полигоны или МСЗ.

Мусоросжигание станет еще опаснее

Санкции затронули не только сортировку и переработку, но и мусоросжигание. Под вопросом судьба строящихся и обслуживание действующих мусоросжигательных заводов. Их в России строит дочка «Ростеха» компания «РТ-инвест». Самые большие сложности у строящегося завода под Казанью. Проект был разработан на основе японско-швейцарских технологий, которые должна была поставить компания Hitachi Zosen Inova. Депутат горсовета Казани Николай Атласов не уверен, что завод вообще когда-нибудь заработает:

«Ростеховский проект основан на западных технологиях, доступ к которым из-за санкций заблокирован, уже проплаченное оборудование, поступление которого ожидали в феврале, так и не поступило».

Премьер-министр республики Татарстан Алексей Песошин заявил, что власти ищут выход из сложившейся ситуации. Каким он будет – нетрудно догадаться. Если договориться не смогут, то высока вероятность, что от японско-швейцарских технологий не останется и следа.

Отсутствие иностранных комплектующих означает несвоевременную смену старого оборудования на уже действующих МСЗ. Это вместе с заменой иностранных систем на отечественные может сделать очистку выбросов на МСЗ менее эффективной.

Замена иностранных систем на отечественные может сделать очистку выбросов на МСЗ менее эффективной.

«РТ-Инвест» строит пять заводов по переработке отходов в энергию в Подмосковье и Татарстане, а также пытается согласовать проект на 25 МСЗ по всей стране. Если все эти заводы будут работать с использованием отечественных технологий, то в воздухе окажется больше опасных для человека диоксинов.

Заброшенные нефтяные скважины

Спустя полтора месяца переговоров, страны Запада согласовали частичное эмбарго на импорт российской нефти. Оно касается в первую очередь танкерных поставок и в меньшей степени затрагивает трубопроводное топливо. Несмотря на бравурные заявления российских чиновников о поиске новых рынков и покупателей, очевидно, что в условиях эмбарго России придётся сократить добычу нефти.

Зная особенности российского обращения с недрами, экоактивисты опасаются, что теперь часть недавно разработанных скважин придется забросить. Временно приостановить работу скважин без консервации места добычи возможно на 6 месяцев. Продлевается этот срок только при выполнении мероприятий по безопасному пользованию недрами.

«Скорее всего, их будут бросать, не проведя весь процесс консервации, а он стоит примерно половину от стоимости создания скважины», – рассказал The Insider координатор экологического движения «Нам здесь жить!» Дмитрий Кочанов.

Вывод скважины из эксплуатации стоит порядка $150 тысяч, а возобновление добычи — до $500 тысяч. Восстановление может занять несколько лет, объясняет эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. К тому же есть опасность, что в результате снижения пластового давления нефть уйдет «в глубину», её станет меньше и разработка будет экономически нецелесообразной. Брошенные и незаконсервированные места добычи представляют собой объекты накопления экологического вреда. Они также могут стать взрывоопасными, предупреждает вице-премьер Виктория Абрамченко.

В результате снижения пластового давления нефть может уйти «в глубину», её станет меньше и разработка будет экономически нецелесообразной.

По итогам года добыча в РФ может сократиться на 5-8%, считает вице-премьер Александр Новак. Но многие эксперты уверены, что стране придётся сократить добычу на 30%. В таких условиях забрасывание скважин станет массовым, а консервация может показаться бессмысленной: снятие санкций, а соответственно увеличение добычи, России в ближайшее время не грозит, поэтому и новые скважины вряд ли понадобятся в обозримом будущем.

Рубка леса без обязательств

Минобороны хочет получить право до конца 2022 года рубить лес на землях лесного фонда без каких-либо обязательств, разрешительных документов и без предупреждения местных властей. Ведомство подготовило соответствующий проект постановления правительства – и вряд ли его отклонят. Поправки предлагают внести в постановление «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

Проект даёт право военным рубить лес в каких угодно количествах, если полученная древесина заявляется как необходимая «для нужд обороны». Даже уведомлять власти регионов о вырубках можно будет постфактум – в течение 30 дней после их проведения. Сейчас согласованием заявок на освоение лесов занимаются власти субъектов и органы местного самоуправления. Рассмотрение занимает от 10 до 15 дней.

Брёвна и доски в большом количестве необходимы российским военным в Украине, их используют для строительства окопов, блиндажей опорных пунктов и прочих укреплений. Рубить лес стараются ближе к украинской границе, чтобы проще было доставить.

Брёвна и доски необходимы российским военным в Украине для строительства окопов, блиндажей опорных пунктов и прочих укреплений.

Как стало известно The Insider, в Белгородской области сейчас этим занимаются добровольцы. Они пилят деревья без разрешений и документов. Затем отправляют брёвна на временно оккупированные территории Украины российским солдатам. Чем дольше продолжаются боевые действия, тем больше дерева требуется.

Постановление правительства не только позволит вырубить тысячи гектаров леса, но также откроет дверь для «чёрных лесорубов», которые будут ссылаться на распоряжение Минобороны. Проверить законность их действий будет невозможно: согласно проекту, не требуется даже оформления электронного документа.

Машины с нулевой экологичностью

Для спасения автопрома правительство разрешило заводам выпускать автомобили, производящие в три раза больше угарного газа, чем было можно по стандарту «Евро-5». Соответствующее постановление уже подписано и будет действовать до 1 февраля 2023 года, если его, конечно, не продлят. Оно разрешает российским автозаводам выпускать автомобили любого экологического класса — даже «Евро-0». Похожий стандарт большинство стран Европы приняли в конце 80-х годов. Необходимость возникла на фоне приостановки поставок электронных блоков управления из-за рубежа. Концерны уже собрали несколько тысяч таких машин.

В городах 83% загрязнений приходится на легковые автомобили, 12% на грузовые, 2,8% на спецтранспорт и всего 2,2% на автобус. Источник: «Сравнительный анализ токсичности выхлопных газов автомобилей и пути ее снижения», Н.Каримходжаев, М. З. Нумонов, 2020
В городах 83% загрязнений приходится на легковые автомобили, 12% на грузовые, 2,8% на спецтранспорт и всего 2,2% на автобус. Источник: «Сравнительный анализ токсичности выхлопных газов автомобилей и пути ее снижения», Н.Каримходжаев, М. З. Нумонов, 2020

«Евро-0» на самом деле не совсем корректная формулировка. Само название появилось уже после принятия очередного экологического класса «Евро-1» в 1992 году. А в документе идёт речь о российском «экологическом классе 0» с близкими значениями лимитов. По сравнению с «Евро-5», допустимое содержание оксида углерода в выхлопе увеличивается с 1 до 2,76 г/км, выбросы углеводородов — с 0,1 до 0,24 г/км, а оксидов азота — с 0,06 до 0,18 г/км. Стандарт не регламентирует выбросы твёрдых частиц и дымность. Применяется к бензиновым двигателям.

Возвращение экологичности выхлопа на уровень тридцатилетней давности означает катастрофу в первую очередь для жителей мегаполисов. В больших городах автотранспорт обеспечивает 30–50% загрязнения воздуха, а в центре его влияние ещё выше. Соответственно, концентрации всех основных загрязнителей вырастут в три раза, предполагают экологи. Это чревато ростом онкологических заболеваний. В дорожной пыли содержится бенз(а)пирен — канцероген, который попадает в атмосферу при сгорании автомобильного топлива, говорится в новом исследовании российских учёных, опубликованном в журнале Environmental Geochemistry and Health. Если дефицит электроники затянется и экологические нормы отменят полностью, то нельзя исключить и возвращения более загрязняющих карбюраторных двигателей.

Источник: «Сравнительный анализ токсичности выхлопных газов автомобилей и пути ее снижения», Н.Каримходжаев, М. З. Нумонов, 2020
Источник: «Сравнительный анализ токсичности выхлопных газов автомобилей и пути ее снижения», Н.Каримходжаев, М. З. Нумонов, 2020

В связи с этим решением, а также с другими деэкологизирующими инициативами, в марте власти на два года перенесли сроки реализации федерального проекта «Чистый воздух». Его цель — сократить выбросы в атмосферу на 20% от уровня 2018 года в 12 наиболее загрязненных городах России. Теперь предприятия должны достичь заявленных целей до конца 2024 года.

Байкал под угрозой

В эстафете анти-экологичных проектов отдельно стоит отметить инициативу, которую активисты уже прозвали «убийцей биосферы Байкала». Это поправки в Приказ № 83 Минприроды России от 21 февраля 2022 года. Власти собираются снизить требования к составу сточных вод, которые сбрасываются в Байкал и питающие его реки.

Если проект примут, в озеро можно будет законно сбрасывать воду, содержащую хлорорганические вещества, диоксины и ДДТ (инсектицид, применяемый против комаров, вредителей хлопка, соевых бобов, арахиса - прим. ред.). Многие из таких веществ токсичны, канцерогенны и могут накапливаться в организмах, вызывая функциональные расстройства и смерть. Показатели по содержанию адсорбируемых галогенорганических соединений (АОХ) — повысят в 200 раз, взвешенных веществ — в 1,6 раза, железа — в 10 раз, хрома — в 1,3 раза, ртути — в 13 раз.

Законопроект коварен своей обманчивостью. Указанные концентрации загрязнителей действительно малы, и на первый взгляд вряд ли смогут причинить серьёзный урон природе. Проблема в том, что оборудования, способного очистить стоковые воды до такой степени, просто нет на местных предприятиях, сообщается на сайте Greenpeace. Поэтому сбрасывать отходы в Байкал могут начать массово и без соблюдения требований.

Сбрасывать отходы в Байкал могут начать массово и без соблюдения требований.

Загрязнение Байкала уже сказалось на флоре и фауне озера. В местах локальных загрязнений (в основном там, где базируются туристы) наблюдают распространение водоросли спирогиры, рассказала The Insider общественный деятель, председатель ТОС «Рубин» Любовь Аликина. Повышение концентраций отравляющих веществ может уничтожить эндемичные, то есть нигде более не встречающиеся виды, например, байкальскую нерпу. Иммунитет обитателей Байкала не приспособлен к борьбе с загрязнениями.

В Сибирском отделении РАН проект также раскритиковали. Учёные считают, что предложения научно не обоснованы и вступают в прямое противоречие с ФЗ «Об охране озера Байкал». Специалисты предложили отменить возможность сбрасывать наиболее опасные вещества в озеро. Кроме того, экологи опасаются, что кризис и санкции вызовут рост спроса на внутренний туризм. В попытке развивать это направление власти ещё больше ослабят природоохранный контроль вокруг Байкала, и уникальные экосистемы исчезнут под наплывом российских и китайских туристов.

Отмена общественной экспертизы

Власти также решили отменить общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ). Её запретят проводить гражданам и общественным организациям, а также иноагентам. Инициировать ОЭЭ смогут только региональные власти. Интересно, что в Думу законопроект внёс тот же единоросс Александр Коган, который ранее предложил приравнять производство топлива из мусора к его утилизации.

В большинстве случаев ОЭЭ проводят независимые природоохранные организации, когда у граждан или экологов есть сомнения в качестве проведённых изысканий со стороны компании-застройщика, строительной организации или государства. Независимые эксперты могут оценить влияние на окружающую среду проекта той или иной застройки. Если законопроект одобрят, такой возможности у них не будет. Проектную документацию ни граждане, ни экологи не увидят. А власти в регионах не смогут провести ОЭЭ надлежащим образом, так как не обладают необходимыми ресурсами, компетенцией, а также во многих случаях являются заинтересованной стороной.

Власти в регионах не смогут провести ОЭЭ надлежащим образом, так как не обладают необходимыми ресурсами и компетенцией.

Законопроект снижает и требования к проведению государственной экспертизы. Во-первых, сокращает её сроки, что не может не сказаться на качестве. Во-вторых, избавляет органы власти от повторной проверки в случае внесения изменений в проектную документацию. Экологи опасаются, что оценка влияния на экологию очередного мусоросжигающего завода, полигона или трассы будет проходить исключительно на бумаге.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari