Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.22
  • EUR105.81
  • OIL73.99
Поддержите нас English
  • 681
Новости

«Колбасой белорусов уже не купишь». Ярослав Романчук о перспективе протестов и забастовок

В Беларуси шестой день подряд продолжаются протесты, которые теперь сопровождаются забастовками крупных предприятий. Милиция в Минске перестала препятствовать участникам шествий, но параллельно Следственный комитет возбуждает дела против протестующих. Белорусский политик, бывший заместитель председателя Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук считает, что единственный возможный вариант для Александра Лукашенко в сложившейся ситуации — уйти.

Результаты выборов были изменены радикально: Лукашенко нарисовал 80% за себя и 10% за Тихановскую, на самом деле было где-то 20% за Лукашенко и 70% за Тихановскую. Реальная поддержка Лукашенко — где-то 20%. В первую очередь итоги фальсифицировали за счет досрочного голосования, где в этом году явка якобы составила 41,2%, это абсолютно беспрецедентный вброс. Что такое досрочное голосование? Это когда урны стоят, их никто не контролирует, туда вбрасывают, потом их якобы считают вместе со всеми. Представьте себе два соседних участка, на одном у Тихановской 75%, а на другом — 10%. Впервые за 26 лет поражение Лукашенко не вызывает сомнений.

У властей, конечно, есть социологические данные, они знают, что думают люди. Агрессивная реакция в первые три дня после 9 августа и была направлена на то, чтобы людей запугать и задушить протест в зародыше. Цифра в 80% насколько разъярила толерантных и терпимых белорусов, что даже они начали возмущаться. То, что мы сегодня видим, — это беспрецедентный уровень мирного протеста с требованием не колбасы, а свободы.

Люди перестали бояться и вышли на улицы, «последних капель» оказалось много. Во-первых, это отношение к людям во время коронавируса. Белорусов обманывали и обманывают. Налицо безумная неподготовленность власти: система здравоохранения вообще не была нацелена на то, чтобы помогать людям, и сработала очень плохо. Затем беспрецедентно жестокая акция по запугиванию кандидатов в президенты: Бабарико в тюрьме, Тихановский в тюрьме, Цепкало был вынужден уехать под угрозой уголовного преследования. Тысячи людей были задержаны до дня выборов. Сегодня рабочие выходят в центры белорусских городов высказываться в поддержку женщин, которые с белыми ленточками и цветами стоят вдоль улиц.

Когда 80% прозвучали, то у людей уже крышу сорвало, а когда они увидели в Telegram-каналах, как мучают и пытают фашиствующие омоновцы, то тут сорвало у всех оставшихся. Это может быть твой брат, сестра или сосед. Многие люди до сих пор не знают судьбы своих близких. Чаша терпения переполнена. Требования у людей простые — выпустить всех из тюрьмы, прекратить насилие и провести свободные выборы. Даже рабочие госпредприятий приходят не за господдержкой или дотациями, а на повестку дня, которая совпадает у гражданского общества и Светланы Тихановской. Это не вопрос политических пристрастий — это вопрос понятий о чести, доброте и порядочности. Рабочие выходят не за тем, чтобы им дали зарплаты, льготы или лишние какие-то бенефиты, а чтобы провели честные и свободные выборы. До них дошло, что эти звери делают с белорусами: «Ребята, это же наша страна. Это же зверье, фашисты. Как мы это допустили?». Здесь компромисс только один — он должен уйти. Рабочие впервые не солидарны с властью, хотя в этом году Лукашенко поддержал из бюджета все большие госпредприятия, раздавал льготы, кредиты. Он думал, что в очередной раз купил их лояльность, но оказалось, что колбасой уже белорусов не купишь.

Конечно, все зависит от того, как поведут себя силовики, Лукашенко и те люди, которые способны рассказать ему об альтернативах не слушать протестующих. Если сейчас не дай бог будет применяться сила, то реакция людей может быть непредсказуемой, поскольку это не протест оппозиции, гражданского общества и даже не протест людей, которые голосовали за Тихановскую. Это национальный протест. Он направлен не на Россию или Евросоюз — это протест под лозунгом «Надоел. Мы хотим свободные выборы».

Это не протест оппозиции — это национальный протест под лозунгом «Надоел. Мы хотим свободные выборы»

Жестокость силовиков просто объяснить — это вопрос воспитания. В ОМОН набирают из сельских районов, дают им квартиры и обучают жестокости. Люди живут в казармах, им вбивают пропаганду в голову. Они абсолютно уверены, что те, кто выходят, — это враги, которые против президента и, таким образом, против них. Что они куплены Западом, Россией или кем-то еще. Они чувствуют свою вседозволенность и действуют как церберы, которым сложно отличить старушку от человека, который строит баррикады. Но силовики потихоньку переходят на сторону протестующих. Когда они перейдут окончательно и в каком количестве — неизвестно. С людей начинает сходить страх, в котором они жили 26 лет. Это вопрос времени. Людям надоело жить во лжи, страхе, они не хотят в глубокое советское прошлое, не хотят жить в стране, которая напоминала бы Северную Корею, но уже в центре Европы.

Лукашенко полностью потерял связь с реальностью и не понимает, что происходит в его стране: в свежем выступлении он говорит, что выступают не рабочие, а 20 купленных провокаторов. Он опасно неинформирован. Будь я его советником, я бы посоветовал ему добровольно уйти в отставку, покаяться и сказать: «Я готов на суд народа». Сводить все к реформам, формированию круглого стола уже поздно. Пролилась кровь уже. Если бы он хотел справедливого и законного отношения, то он бы открыл уголовные дела против тех зверей, которые издевались и убивали людей. Это было каким-то его очищением от того, что он сделал. Слишком много шансов у него было вести переговоры, слишком долго он нагнетал атмосферу в стране, слишком долго он игнорировал все переговорные площадки, многочисленные предложения по реформам. Этот человек должен понимать, что его историческое время закончилось. Вопрос лишь в том, как он уйдет с поста.

Сводить все к реформам уже поздно — пролилась кровь

Экономика и социалка являются теми факторами, которые еще больше должны подталкивать Лукашенко к отставке. В 2010–2020 годах среднегодовые темпы роста не превышают 0,9%. У нас уже обвал экспорта, обвал валютной выручки, инвестиций нет, кредитный рейтинг страны пересматривают, долг вырос на 18%. Ситуация архисложная и кризис, к которому привел Лукашенко, нужно разобрать профессионально, сформировать правительство народного доверия, учесть ошибки российских и украинских реформ. Если мы покажем документы, согласно которым будем делать реформы, инвестиционный имидж Беларуси будет совершенно другой. Это будет страна, нацеленная на подъем, на развитие, интеграцию в мировую экономику, на дружбу, торговлю со всеми. Тут с имиджем будет все в порядке, а имидж Лукашенко исправить невозможно. Он тотально токсичный, и ни один пиарщик и маркетолог не возьмется исправлять, потому что это субъект, с которым нельзя работать.

Тихановская — это легитимный президент Беларуси. Она имеет право вести переговоры по тому, что будет дальше. Она говорила, что у нее единственная цель — провести честные выборы. Она может быть частью переговорного процесса, который определит дату свободных и честных президентских выборов в стране. Лукашенко, если у него есть четкая информация и понимание того, что происходит, просто должен сказать, что начинается круглый стол с командой Тихановской и при посредничестве заинтересованных соседних стран мы определяем дату следующих президентских выборов.

Что касается России, у Москвы и Минска сейчас нет договоренностей ни по чему — ни по газу, ни по нефти, ни по союзному государству, ни по ЕС, ни по кредитам, даже по БелАС. Россия понимает, что Лукашенко стал недоговороспособным, а с другой стороны, велик соблазн с помощью этой мутной воды решить вопросы с союзным государством, с оказанием давления и формирования власти, которая будет прокремлевской и ляжет под Россию. Надо четко понимать, что в Беларуси нет людей, которые хотели бы быть частью России. В Беларуси подавляющее большинство населения хотят партнерских отношений между независимой демократической Россией и независимой демократической Беларусью.

В Беларуси нет антироссийских настроений, нет жесткого курса на НАТО или Европейский Союз. Беларусь совершенно спокойно готова к тому, чтобы дружить со всеми. Самое главное, чтобы Беларусь, Запад и Россия сблизились в позиции по Беларуси, потому что попытка тянуть это в ту или иную сторону грозит конфликтами.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari