
Аятолла Али Хаменеи
Иран пообещал начать джихад (священную войну) в случае любого нападения на верховного религиозного лидера страны (рахбара) аятоллу Али Хаменеи. Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на иранское госинформагентство IRNA.
«Любое нападение на Верховного лидера означает объявление войны всему исламскому миру и за этим последует объявление джихада исламскими учителями и реакции солдат ислама во всех уголках мира», — заявила иранская парламентская комиссия по вопросам нацбезопасности.
Как отмечает Reuters, это заявление сделано на фоне ухудшения отношений с США. Во время массовых протестов в Иране, жестоко подавленных силовиками, президент США Дональд Трамп призывал протестующих захватывать госучреждения, а также угрожал ввести пошлины на продукцию из стран — торговых партнеров и нанести удары по стране. Однако позднее Трамп заявил, что отказался от намерений атаковать Иран и поблагодарил его правительство за то, что оно якобы отказалось от казни нескольких сотен протестующих.
Тем не менее, 15 января министерство финансов США ввело санкции против иранских чиновников, причастных к подавлению протестов, а также людей и компаний, помогающих обходить санкции на иранскую нефть, — сетей так называемого «теневого банкинга».
Востоковед Никита Смагин в разговоре с The Insider назвал санкции против Ирана «символическими»:
«Речь о символических действиях, чтобы хоть как-то оправдать отсутствие ударов по Ирану, которые были Трампом анонсированы и обещаны, но пока не случились. Никакого реального значения с экономической точки зрения ни для страны, ни для конкретных людей это иметь не будет. При Трампе США вводили столько санкций в отношении Ирана, что сложно представить, какие еще санкции можно ввести со стороны США, чтобы они хоть как-то задели Иран еще больше, чем прежде. Единственное, что можно представить, — это если США начнут топить танкеры, которые везут нефть из Ирана в Китай. Вот это может подорвать экономическую стабильность страны, но всё остальное, если мы берем новые санкции или финансовые ограничения, является риторикой».
С этим согласился также востоковед Руслан Сулейманов, добавив, что сами протестующие воспринимают подобные действия как издевку:
«Введение новых санкций в отношении иранских чиновников ситуации не изменит существенно. Для властей, которые уже более 40 лет под санкциями, какие-то новые ограничения — что слону дробина. Как я знаю из разговоров с иранцами, которые симпатизируют протестующим, это выглядит как насмешка со стороны Трампа, потому что они ожидали не этого. Конечно, когда Трамп все первые дни протеста обещал помощь, обещал оказать давление на Иран, когда писал о том, что помощь уже в пути, они ожидали явно не этого. Ожидали реального участия, пусть даже символического удара по каким-то объектам Корпуса стражей исламской революции или по центрам принятия решений. Так или иначе, это была бы демонстрация серьезности намерений и реальной поддержки протеста.
Какие-то экономические санкции, меры и пошлины для стран, которые торгуют с Ираном, — это не то, чем можно кого-то удивить в Иране и иранском руководстве, которое за десятилетия привыкло к санкциям и умеет их обходить через своих партнеров, вроде Китая, Катара, ОАЭ, в меньшей степени через Россию. Так или иначе, власти в Тегеране научились обходить санкции. Неслучайно у Ирана появились ядерные технологии — и это то, чем не без основания хвастаются иранские власти. Несмотря на санкции, им удалось заполучить и развить в том или ином виде ядерные технологии и приблизиться к обладанию ядерным оружием. Санкции — это не то, чем можно стращать иранские власти».
Эксперт по правовой и налоговой системе США, автор Telegram-канала «USLegalNews» Игорь Слабых обратил внимание на то, что под санкции попали компании из ОАЭ, Сингапура и Великобритании, и в их отношении санкции со стороны США «точно нельзя считать декоративными». С этим согласился и американист Ян Веселов:
«Продажа иранской нефти сильно затруднена из-за санкций. Отсюда и наличие у Ирана “теневого флота” по аналогии с тем, что есть у РФ. И для операций, связанных как с продажей нефти, так и с закупкой некоторых товаров, нужно финансовое сопровождение, что и обеспечивает “теневой банкинг”. Персональные санкции против иранских чиновников, конечно, просто символические. А вот санкции в отношении людей, подозреваемых в “теневом банкинге” и помощи Ирану в продаже санкционной нефти, — более серьезные, хотя их эффект пока сложно оценить».
Как указано в пресс-релизе OFAC, под санкции попали следующие лица и компании:
Иранские чиновники и силовики:
- Али Лариджани — верховный комиссар национальной безопасности Ирана
- Мохаммед Реза Хашемифар — командующий Силами правопорядка Ирана в провинции Лорестан
- Нематолла Багери — командующий Корпусом стражей исламской революции в провинции Лорестан
- Азизолла Малеки и Ядолла Буали — командующие Силами правопорядка и КСИР в провинции Фарс
«Иранские силы безопасности в провинции Лорестан совершили многочисленные зверства против иранского гражданского населения. Например, в Азна силы безопасности расстреляли нескольких мирных жителей, в том числе одного, тело которого удерживали силы безопасности, чтобы заставить семью ложно опознать его как мученика за правительство. <...> С начала протестов в декабре 2025 года силы безопасности в провинции Фарс убили бесчисленное количество мирных демонстрантов, а больницы Шираза настолько переполнены пациентами с огнестрельными ранениями, что другие категории пациентов не могут быть приняты», — говорится в документе.
Компании «теневого банкинга»
- Nikan Pezhvak Aria Kish Company (Иран) и три ее управляющих
- Empire International Trading FZE (ОАЭ)
- Golden Mist PTE. Ltd. (Сингапур) и др.
Эти компании OFAC называют частью финансовой сети, подконтрольной подсанкционному иранскому банку Melli. Они помогали проводить транзакции для КСИР и Национальной иранской нефтяной компании (НИНК). «В качестве примера можно привести случай 2022 года, когда Nikan Pezhvak и Arya Sasol Polymer Company подделали счет-фактуру и перевели средства через несколько юрисдикций, прежде чем зачислить их конечному получателю за пределами Ирана», — говорится в пресс-релизе.
- HMS Trading FZE (ОАЭ)
- Shine Road Trading FZE (ОАЭ)
- Nanshan Ltd (Великобритания) и др.
Эти компании попали под санкции как часть аналогичной сети, подконтрольной банку Shahr. «Shine Road Trading FZE использовалась НИНК для проведения операций, связанных с добычей, транспортировкой и экспортом иранской сырой нефти и продуктов нефтепереработки. В конце 2024 года Shine Road Trading FZE была использована НИНК для получения более $30 млн за иранские продукты нефтепереработки, предназначенные для поставки в Малайзию», — утверждает OFAC. Остальные компании также использовались для финансовых операций, связанных с экспортом иранской нефти.
OFAC — Office of Foreign Assets Control, Управление по контролю над иностранными активами: подразделение министерства финансов США, отвечающее за экономические и торговые санкции.