
Фото: MessaGu.ru
Страны «Большой семерки» и Евросоюз ведут переговоры о том, чтобы вместо ценового потолка на российскую нефть ввести полный запрет на предоставление морских услуг для перевозок российского сырья. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на шесть источников, знакомых с обсуждениями. Введение фактического запрета не только на импорт, который уже почти полностью свернут, но и на транспортировку российской нефти и связанные морские услуги может стать самым жестким шагом G7 и ЕС в отношении российского экспорта.
Сейчас более трети российской нефти — в основном поставляемой в Индию и Китай — экспортируется на судах под контролем компаний из стран ЕС, прежде всего Греции, Кипра и Мальты. Прекращение предоставления ими услуг фактически выведет западный флот из российской логистики. Остальные две трети экспортных поставок Москва уже осуществляет с помощью «теневого флота». По данным Lloyd’s List Intelligence, в общей сети перевозчиков, работающих с санкционной нефтью России, Ирана и Венесуэлы, насчитываются 1423 судна, из них 921 уже находятся под санкциями США, Великобритании или ЕС.
Три источника Reuters говорят, что запрет могут включить в следующий санкционный пакет ЕС, который планируется к обсуждению в начале 2026 года. Два других собеседника уточняют: Брюссель стремится заручиться согласованной позицией G7 до внесения формального предложения, чтобы избежать размывания меры на переговорах между 27 странами.
Инициативу активно продвигают Великобритания и США на технических встречах G7. Однако окончательное решение Вашингтона будет зависеть от того, какую тактику давления выберет администрация Дональда Трампа на фоне продолжающихся мирных переговоров. Представители Госдепартамента, Белого дома, Еврокомиссии, правительств Кипра, Греции, Великобритании и Канады отказались комментировать ситуацию или не ответили на запросы агентства.
Введенный G7 в декабре 2022 года ценовой потолок позволяет сохранять доступ России к рынку через западные сервисы — но только по цене нефти ниже установленного лимита. Когда потолок снизили в сентябре 2025 года до $47,6 за баррель, Москва окончательно перенаправила поставки в Азию и стала опираться на собственный парк судов либо на теневой сегмент флота.
Согласно данным финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в октябре 2025 года 44% российского экспорта шло на танкерах, уже находящихся под санкциями, еще 18% — на судах «теневого флота», пока не попавших под санкции, а 38% перевозок обеспечивали суда с прямыми или косвенными связями со странами G7, ЕС и Австралией. Именно этот последний сегмент и станет невозможным при введении полного запрета.
По оценке прежней администрации Джо Байдена, наращивание Москвы собственных логистических мощностей увеличивает ее расходы и сокращает ресурсы на войну. Команда Дональда Трампа, напротив, была скептична к механизму потолка и не поддержала идею его дальнейшего понижения.
Если G7 и ЕС договорятся о полном запрете морских услуг, это станет первым случаем, когда западные страны вводят фактически тотальный запрет на участие в транспортировке российской нефти, — не только как импортеры, но и как ключевой оператор мировой танкерной инфраструктуры.