Бизнесмен Тимур Миндич, фигурант громкого антикоррупционного дела и давний партнер президента Украины Владимира Зеленского, покинул страну за 4,5 часа до обыска, сообщает издание «Схемы». По данным журналистов, он уехал в Польшу на VIP-такси Mercedes-Benz S 350. Дело Миндича стало одним из самых масштабных расследований последних лет и вновь продемонстрировало, что антикоррупционная система Украины продолжает работать даже во время войны — несмотря на политическое давление и кризис.

Тимур Миндич
10 ноября 2025 года Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) выдвинуло обвинения в коррупции бизнесмену Тимуру Миндичу, многолетнему партнеру и другу президента Владимира Зеленского. По данным НАБУ, расследование связано с закупками государственной компании «Энергоатом» — монопольного оператора всех украинских АЭС.
Миндич успел сбежать из Украины за 4,5 часа до обыска, пишут украинские СМИ. Журналисты выяснили, что он уехал на VIP-такси львовского сервиса премиум перевозок «ТаймЛюкс». Издание «Схемы» установили, что для выезда в Польшу Миндич воспользовался автомобилем Mercedes-Benz S 350 этой компании.
Успели покинуть страну и соратники Миндича братья Михаил и Александр Цукерманы. Последнему выдвинуто подозрение в отмывании средств в сфере энергетики — следствие называет его соорганизатором коррупционных схем в сфере энергетики во главе с Тимуром Миндичем. СМИ предполагают, что он уехал в Израиль, чьим гражданином является. Журналистам удалось ему дозвониться: его позиция по делу НАБУ – «все неправда, все ложь». Также пообещал вернуться в Украину, потому что это его родина, однако сроков не назвал.

Тимур Миндич и Александр Цукерман
Операция «Мидас»
Так озаглавило НАБУ это расследование. В бюро заявили, что Миндич и ряд высокопоставленных украинских чиновников могли быть причастны к схемам, связанным с освоением средств на строительстве оборонных сооружений и закупке товаров для нужд атомной энергетики. Среди упомянутых лиц — бывший министр энергетики и нынешний министр юстиции Герман Галущенко, министр энергетики Светлана Гринчук, бывший советник министра Игорь Миронюк, член Национальной комиссии по регулированию энергетики Сергей Пушкарь и сотрудник «Энергоатома» Дмитрий Басов. В деле также фигурирует Алексей Чернышев — бывший вице-премьер, глава «Нафтогаза Украины» и экс-министр национального единства. Ранее НАБУ проводило отдельное расследование в отношении Чернышева, также связанное с коррупционными нарушениями.
Считается, что Герман Галущенко и Игорь Миронюк входят в орбиту влияния Андрея Деркача — ныне сенатора РФ от Астраханской области, а до 2022 года — украинского политика с открыто пророссийскими взглядами. Именно так Деркача характеризуют спецслужбы США, что стало основанием для занесения его в санкционные списки. Украина, в свою очередь, обвиняет Андрея Деркача в государственной измене. Познакомились Деркач, Миронюк и Галущенко все в том самом «Энергоатоме», который Деркач возглавлял с 2006 по 2007 год.

Андрей Деркач в Совете Федерации РФ
Утверждается, что схема включала в себя крупные откаты от контрактов госпредприятия НАЭК «Энергоатом». НАБУ заявляет, что в рамках операции было собрано примерно 1000 часов аудиозаписей переговоров фигурантов схемы. На записях обсуждались суммы откатов от контрактов, например разговоры о том, что при отказе поставщика платить «откат» (10-15 % от стоимости контракта) будет блокирована оплата или исключение из числа поставщиков.
В материалах говорится, что средства передавались наличными: сумма около $1,2 млн и почти €100 000 зафиксирована как передача бывшему вице-премьеру, которого в материалах называют псевдонимом «Че Гевара». Вероятно, речь о Чернышеве.
Формирование антикоррупционной системы
Антикоррупционные органы Украины — НАБУ, Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Высший антикоррупционный суд (ВАКС) и Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) — были созданы в 2014–2019 годах после Революции Достоинства. Их задачей является расследование коррупции в высших эшелонах власти, надзор и судебное рассмотрение таких дел.
Первый состав детективов НАБУ формировался через публичные конкурсы. Свои расследования ведомство направляет в Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП), глава которой имеет статус заместителя Генерального прокурора Украины. САП направляет дела в Высший антикоррупционный суд (ВАКС), обладающий независимым статусом. Также работает Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции (НАПК), которое систематически мониторит декларации чиновников и проводит антикоррупционную экспертизу государственных решений.
Летом 2025 года Верховная Рада приняла закон, ограничивающий независимость НАБУ и САП, что вызвало массовые протесты. После этого президент Владимир Зеленский направил в парламент обновлённую версию закона, сохраняющую независимость антикоррупционных органов (об этом — ниже).
Неприкасаемых нет
Несмотря на войну и политические кризисы, институты продолжают деятельность. Результаты работы системы испытал не только президент Зеленский, но и президент Петр Порошенко. В отношении его близкого круга антикоррупционные органы в 2017 году провели операцию, похожую на операцию «Мидас». Тогда близкий соратник и бизнес-партнер Петра Порошенко Игорь Свинарчук был уличен в коррупции на закупках товаров для нужд украинской армии.

Петр Порошенко и Игорь Свинарчук
При президенте Зеленском, в 2023 году, НАБУ задержало председателя Верховного суда Всеволода Князева при получении им взятки в размере $2,7 млн. В 2024 году НАБУ также поймало людей из окружения киевского городского головы Виталия Кличко на махинациях с столичной землей. И если Всеволоду Князеву не повезло, и в отношении него продолжается суд, то Тимуру Миндичу, на данный момент, удалось избежать задержания. Также удалось избежать отвественности экс-сопредседателю фракции Блока Леонида Черновецкого в Киевсовете Денису Комарницкому, главному фигуранту земельных схем в Киеве.
Не считая балтийских республик, Украина сегодня — это, пожалуй, единственная постсоветская страна, где институты оказались сильнее элит, говорит политолог Константин Батозский.
«И эти институты способны расследовать коррупцию в высших эшелонах власти в реальном времени, а не после смены действующей администрации, как это часто бывает даже в европейских странах. Безусловно, что “дело Миндича” создало много проблем для Украины на международной арене, а для Владимира Зеленского — внутри страны. Под угрозой находятся репутация государства и доверие к нему партнеров в критический момент войны. Но правда состоит в том, что без работы украинских антикоррупционных институтов мы бы об этой коррупции ничего не знали, не было бы самого предмета разговора».
Как украинцы отстояли независимость САП и НАБУ
Летом 2025 года, после появления информации о том, что НАБУ расследует дело против министра национального единства Алексея Чернышова и Тимура Миндича, Верховная Рада приняла закон №12414, резко ослабляющий независимость НАБУ и САП. В ответ на это тысячи молодых людей по всей стране вышли на улицы с требованием отменить данный закон. Под этим давлением власть была вынуждена «дать заднюю» — Владимир Зеленский направил в парламент новую редакцию закона, которая сохраняла независимость антикоррупционных органов.
Отстояв независимость НАБУ и САП, украинцы, тем не менее, критикуют эти органы за медленные результаты и за то, что не все дела доходят до суда и заканчиваются приговорами.
Однако есть человек, который способен заставлять украинцев не думать о недостатках работы антикоррупционных органов — Владимир Путин. В феврале 2022 года, за три дня до вторжения РФ в Украину, российский президент посвятил структуре украинских антикоррупционных органов целый фрагмент своей программной речи. Он заявил: «Украинские власти полностью пошли на уступки внешнему управлению, создав целый ряд органов, прикрывающихся борьбой с коррупцией». И дальше озвучил всю линейку: НАБУ, САП, ВАКС.

Причина в том, что многие расследования НАБУ рано или поздно упираются в РФ. Так было с делом против Виктора Медведчука, кума Владимира Путина, в прошлом — влиятельного украинского политика и олигарха, а ныне — жителя РФ. Его НАБУ обвиняло в «присвоении» украинской части нефтепродуктопровода Самара — Западное направление. Также вышло с делом Миндича, один из фигурантов которого, Игорь Миронюк, вероятно направлял средства от коррупции в Украине своему патрону Андрею Деркачу в Москву, что зафиксировано на пленках «прослушки».
За недолгое время существования НАБУ, ВАКС огласил приговоры более, чем 300 чиновникам, среди которых — бывшие министры, их заместители, главы областных государственных администраций, прокуроры и полицейские. Этот результат отражает не только институциональную состоятельность украинской антикоррупционной инфраструктуры, но и тот факт, что она стала неотъемлемой частью украинского политического ландшафта. И это создает на постсоветском пространстве важный прецедент, говорит Батозский, — создание линейки независимых институтов, способных бороться с коррупцией на постоянной основе, вопреки войне и дискредитации со стороны лидеров соседних государств.