
Хамовнический суд Москвы приговорил к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима Сергея Умнова, который с 2012 по 2019 год возглавлял ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, по статье о коррупции в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Вместе с ним столичный судья приговорил к реальному лишению свободы по той же статье двух его бывших подчиненных — петербургских генерал-майоров полиции Ивана Абакумова (на 11,5 лет) и Алексея Семёнова (на 10,5 лет). Все трое лишены званий и наград. Также к 10 годам колонии приговорили экс-главу правового отдела регионального управления ГИБДД Елену Копьеву. The Insider рассказывает подробности этого дела.
Москва сажает питерских
Умнова задержали в 2022 году. На момент ареста он работал помощником министра внутренних дел Владимира Колокольцева. Изначально и ему, и другим фигурантам дела вменяли злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ), позже обвинение переквалифицировали. По версии следствия, Умнов вместе с подчиненными создал коррупционную схему: они систематически получали деньги за продление договоров с ГИБДД от владельцев частных регистрационно-экзаменационных отделений (МРЭО) — коммерческих фирм, оказывающих автовладельцам различные услуги по регистрации транспортных средств и оформлению документов. Часть полученной прибыли предприниматели перечисляли в НКО «Фонд содействия программам ГУВД». Общая сумма взяток за 6 лет — с 2013 по 2019 год — по официальным данным составила около 65 млн рублей. СКР конфисковал купленные на эти деньги автомобили Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Camry, а также часы Rolex и Balmain и многочисленные предметы коллекционирования, связанные с нацистской Германией: штык-ножи, офицерские сабли, обмундирование СС и люфтваффе, кинжал, карабин «Маузер». Кроме того, деньги были потрачены на оплату абонементов в фитнес-клубы, ремонт кабинетов руководителей городского МВД, а также банкеты и праздники.
Умнов и его бывшие подчиненные вину не признали, адвокат Умнова утверждал, что в получении откатов генерал лично заинтересован не был — в частности, автомобиль Toyota, купленный на деньги фонда, был передан в ГУ МВД только в 2019 году, когда Умнов уже перешел на работу в центральный аппарат МВД и переехал в Москву. Примечательно, что несмотря на ходатайство защиты и то обстоятельство, что большинство фигурантов дела проживали в Санкт-Петербурге, прокуратура настояла на рассмотрении дела в московском суде.
Кроме генералов, к ответственности были привлечены и предприниматели, владевшие регистрационными отделениями: Владимир Платонов, Олег Иванов, Андрей Царнец и Надежда Смирнова — все они получили от 8 до 8,5 лет лишения свободы по статье о даче взятки (ч. 5 ст. 291).
Фонд, созданный в 2007 году, продолжает работать и сейчас.
Генералы 13 лет назад
В своем последнем слове Умнов настаивал на том, что истинная причина уголовного дела против него — конфликт с предшественником на посту главы ГУ МВД Михаилом Суходольским.
Суходольский начал свою карьеру в правоохранительных органах в Москве. На излете СССР в 1990 году он успел поработать в ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), а в 2002 году стал начальником Главного управления вневедомственной охраны МВД России. В 2005 году Суходольский своим решением создал ФГУП «Охрана» — структуру, которая предоставляла платные услуги по охране объектов частного сектора — физических и юридических лиц. Организация впоследствии стала одним из главных игроков на рынке охранных услуг РФ.
В 2011 году после принятия закона о переименовании милиции в полицию и сопряженной с этим переаттестации сотрудников МВД тогдашний глава ГУ МВД по Санкт-Петербургу Владислав Пиотровский (Умнов пять лет был его первым заместителем) после нескольких месяцев ожидания решения о переаттестации был отправлен в отставку. Вместо него назначили Суходольского, которого, по слухам, подчиненные сразу невзлюбили как «варяга».
Уже в феврале 2012 года Суходольского уволили после крупного скандала: тогда министр внутренних дел Рашид Нургалиев устроил масштабную проверку петербургского главка после убийства местным участковым Денисом Ивановым 15-летнего задержанного Никиты Леонтьева. Иванов избил Леонтьева, добиваясь от него признательных показаний, от полученных травм подросток скончался. В результате по распоряжению Суходольского были уволены сразу несколько сотрудников петербургской полиции, против Иванова было начато следствие. Решение о проверке из Москвы Суходольский раскритиковал, назвав его «странным» и неадекватным ситуации. На этом фоне тлеющий конфликт между Суходольским и его заместителями во главе с Умновым из-за стиля работы и спорных кадровых перестановок обострился до предела — когда ревизоры из Москвы начали анкетировать сотрудников МВД о доверии Суходольскому, тот объявил тревогу в связи с «захватом Главного управления». В ходе конфликта, как писал журналист «Фонтанки» и бывший служащий правоохранительных органов Евгений Вышенков, офицеры полиции и оперативники несколько часов физически блокировали дверь в кабинет Умнова, отказываясь пускать туда кого-то, кроме него самого. В итоге Суходольский покинул петербургское ГУ МВД, а Умнов занял его пост.
Сам Умнов вспоминал эту историю так:
«Комиссия начала работать, кадровый аппарат начал проводить тестирование сотрудников по 36 районам Петербурга и Ленобласти, и в этот момент Суходольский объявляет план “Крепость“ — он заблокировал всю министерскую группу. Они набрали меня по телефону и говорят: “Мы лишены свободы, здание культурного центра ГУ МВД блокировано ОМОНом“. Я позвонил Суходольскому, мол, что это? Что происходит? А он отвечает, что это его решение и командует мне: “Хватайте каски, автоматы — и все к окнам!“
Затем мне звонит министр и спрашивает: “Вы что там вытворяете?!“ Я набрал командира ОМОН и говорю, что это незаконное решение Суходольского, немедленно разблокируйте министерских работников и доставьте их ко мне. Они прибыли ко мне в кабинет, а Суходольский отрубил мне всю секретную телефонную связь. Тогда я выехал на запасной командный пункт и доложил всё министру. Мы послали шифротелеграмму. Министр доложил на тот момент президенту Медведеву. В результате Суходольского сняли».
«Он не был быдлом и не был кровавым мясником»
The Insider связался с петербуржцами, которые жили и работали в городе при генерале Сергее Умнове, а сегодня оказались в эмиграции. Журналист, редактор издания «Вот Так» и автор Telegram-канала «Занимательная конспирология» Сергей Ковальченко рассказал, что Умнов был лоялен власти, но выполнял свои обязанности добросовестно и не отличался особенной жестокостью:
«Сергей Умнов был своим для петербургской полицейской корпорации. Он прошел путь от простого милиционера до главы ГУ МВД. Должность главного полицейского Петербурга и Ленобласти он занимал 7 лет. Годы руководства Умнова петербургским главком пришлись на губернаторство Георгия Полтавченко — православного чекиста, который больше отдавал времени паломническим поездкам на святую гору Афон, чем заботами по хозяйству. В 2012 году, когда Умнов пришел командовать полицией, в городе шли протесты — сначала против фальсификаций выборов в Госдуму и Законодательное собрание, а потом и против победы Владимира Путина на президентских выборах.
Чем больше ужесточались репрессивные законы, тем круче были разгоны протестующих. Если сначала людей просто отпускали из полиции и присуждали штрафы, то уже с 2017 года, участникам акций навальнистов приходилось сутками сидеть в автобусах у отделов полиции в любое время года без возможности сходить в туалет. Умнов как полицейский генерал действовал в русле начальства. Надо разогнать — разгоним. Надо арестовать — арестуем. Ну и конечно, как у любого полицейского генерала, у него был свой ”свечной заводик” в виде фонда, куда для улучшения благосостояния полицейского начальства скидывались коммерсанты. На том генерал и погорел.
Что касается чисто полицейской работы, то при Умнове преступность в городе сокращалась — это факт. Генерал как выходец из оперативников заботился о подчиненных. Можно сказать, что при нем уголовный розыск в городе работал хорошо. Что касается срока в 12 лет строгого режима с лишением наград и звания, то тут ничего удивительного. Нынешняя система репрессирует своих ничуть не легче, чем чужих. Но важно понимать, что Умнов не был ни быдлом ни кровавым мясником».
Оппозиционный активист и бывший политзаключенный Андрей Пивоваров в разговоре с The Insider подтвердил слова Ковальченко:
«Чем Петербург запомнит генерала Умнова? Думаю, что, к сожалению, Петербург уже забыл генерала Умнова. Все-таки должность главы УМВД — она не публичная. Мне же Умнов памятен тем, что при нем не было тех жестких действий, за которые должно быть стыдно. Я в то время был очень активным политическим деятелем Петербурга. Могу сказать, что у меня к Умнову нет претензий. Беспредела в его период я не помню. Персона Умнова скорее вызывала сдержанное уважение. Это был человек на своем месте. Человек прошел путь от постового до оперативника уголовного розыска и главы УБОПа в один из самых тяжелых в плане криминала периодов — 1990-е и начало нулевых. И если человека на таком посту обывателю нечем запомнить, то это и неплохо.
Обычные менты, которые служили с ним, получили щелчок по носу, когда в результате интриг, явно сфабрикованного и пустого дела его отправили в тюрьму на 12 лет. Как показало следствие, предъявить ему нечего. Никаких миллиардов у него не нашли. Насколько я понимаю, и как говорят мои источники, Умнова наказали за то, что он не любил москвичей. Когда прислали Суходольского, весь город был против него. Справился с ним именно Умнов. И когда Умнова отправили в Москву самого, он продолжал вмешиваться в городские дела. С моей точки зрения, пост замминистра в этой иерархии был для него отставкой. Думаю, если бы он не продолжал участвовать в питерских делах, возможно, он был бы сейчас на свободе.
Мне сложно хвалить ментов. Но Умнов не занимался политическими репрессиями. Уже после его ухода из ГУБОПа там был создан отдел по борьбе с оппозицией. Натуральное мочилово несогласных было до назначения Умнова и после того, как он уехал в министерство в Москву. Вообще репрессии курировались ФСБ. Показательно, что тот самый фонд работал до Умнова и работает сейчас. Но в уголовное дело включили именно период, пока Умнов был начальником главка. Я удивлен приговором. Это выглядит как месть».
Экс-депутат Законодательного собрания Петербурга, эмигрант и соучредитель движения «Европейский Петербург» Максим Резник настаивает на причастности Умнова к репрессиям, но называет его «наименьшим упырем из всех»:
«Вообще глава ментовского главка в процессе фашизации России, независимо от фамилии и города, — это один из столпов репрессивной системы. И поэтому никакой положительной оценки быть вроде бы не должно. И при Умнове оппозицию гоняли. Именно при Умнове я, будучи депутатом, получил 10 суток изолятора за то, что обнял за шею полковника ОМОН во время акций сторонников Навального. То есть я не должен за это к Умнову хорошо относиться. Но я уверен, что не он был инициатором. Когда я вышел, ”Фонтанка” попросила меня в десяти словах описать мои десять суток. ”Умнов, Цуканов <полпред президента в СЗФО в 2016-2017 годах — The Insider>, Полтавченко — просто милые котики. Могли ведь подбросить наркотики”, — ответил я <позже, уже после перехода Умнова на работу в Москву Максим Резник будет обвинен именно по наркотической статье и проведет несколько месяцев под домашним арестом — The Insider>.
Когда убили Борю Немцова, я был в эфире на радио и получил СМС с неизвестного номера о том, что я буду следующим. Я об этом сказал в эфире. И на следующее утро меня разбудил звонок: ”Максим Львович, беспокоит приемная Умнова. Сергей Павлович хочет с вами поговорить”. ”Максим Львович, я знаю, что вам угрожают. Мы можем предоставить вам охрану”, — сказал мне Умнов. Я отказался, конечно.
Упырь упырю рознь. Я конечно понимаю, что многие люди в сортах упырей не разбираются. Среди всех начальников нашего главка, которые были до и после Умнова, а я как общественный деятель за 30 лет повидал их всех, — безусловно, Умнов был наименьшим упырем.
Умнов — это питерский мент. Да, он занимался нами, потому что ментов заставляли. Но я абсолютно уверен, что Умнов не получал от этого удовольствия, в отличие от того же Пиотровского или Суходольского. Те суммы, которые ему предъявляют, это просто детский лепет на лужайке. Это просто какая-то ерунда. Бизнес сдавал деньги в фонд? Вся страна теперь сдает деньги в общак!
И вот еще что. Мой хороший друг, московский оппозиционер (не буду называть имя, потому что он это рассказывал мне лично), когда сидел, на пересылке однажды встретил генерал-майора Абакумова. Они поговорили. Так вот Абакумов сказал моему другу: ”Мы в главке все Резника уважали за честность. Мы знали, что он, в отличие от всех, не вор. Что он говорит то, что он думает. И он не трус”. Мне кажется, это важно понимать».
Константин Королев и Лилия Сафронова