Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.77
  • EUR90.71
  • OIL65.41
Поддержите нас English
  • 325
Новости

«Доносами шантажируют близкие»: давление на ЛГБТ-людей растет, треть из них из-за этого хоть раз избегали приемов врача — исследование

Прошедший 2024 год был первым годом действия «экстремистского» статуса и запрета несуществующего «международного движения ЛГБТ». За это время давление на представителей ЛГБТ-сообщества лишь усилилось, 9 из 10 человек практикуют самоцензуру, а около половины трансгендерных людей хоть раз избегали обращения к врачу из-за возможной дискриминации. Такие выводы содержатся в исследовании фонда «Сфера» и правозащитной группы «Выход» о положении ЛГБТ-сообщества в России в 2024 году.

В 2024-м о насилии или давлении в какой-либо форме сообщили около 48% респондентов. Это больше, чем в предыдущем 2023-м (43,5%) и 2022-м (30%). Общее усиление давления на ЛГБТ-сообщество в России в целом было предсказуемо, говорит руководительница программы адвокации «Сферы» Ирина. В то же время, обращает внимание правозащитница, в контексте давления со стороны государства «целевой аудиторией» «экстремистского» законодательства стали не ЛГБТ-активисты, как можно было бы предположить, а нередко обычные люди, которые не всегда причисляют себя к сообществу.

Преследования за «экстремисткую символику» носят «хаотичный и случайный характер», считает Ирина. Из-за этого практически невозможно предугадать последствия даже достаточно безобидных действий.

В то же время, отмечает собеседница The Insider, доносами ЛГБТ-персон чаще стали шантажировать близкие люди:

«Если раньше доносы были характерны для внешнего круга, то сейчас доносами чаще шантажируют, манипулируют близкие людей ЛГБТ+ — например, родственники, бывшие партнеры».

Среди опрошенных 14% сообщили, что им угрожали доносами. Больше всего — на Северном Кавказе (19% случаев) и Дальнем Востоке (16%).

Представители сообщества также часто практикуют самоцензуру. Об этом заявили 91% опрошенных. Многие из них отказываются от открытого выражения своей идентичности и порой от общения и новых знакомств в целом.

«Нужно учитывать, что для кого-то одни и те же вещи могут интерпретироваться по-разному: для кого-то невозможность носить радужный значок — это самоцензура. Кто-то не стал бы его носить по собственному желанию. То же самое — про публикацию снимков с партнером в соцсетях или возможность сделать каминг-аут.
Вообще именно об этих вещах люди чаще всего и говорят как о проявлении самоцензуры: не демонстрирую чувства к партнеру в общественных местах, не ношу радужную символику, не говорю знакомым и родным, на работе и учебе, не публикую фото с партнером в соцсетях. Для кого-то эти вещи могут восприниматься как само собой разумеющиеся, и они не расценивают их как самоцензуру», — поясняет The Insider Нина Павлова, эксперт по ЛГБТК+ исследованиям группы «Выход».

Еще одна проблема, с которой сталкиваются ЛГБТ-персоны в России: дискриминация в сфере медицины. Почти треть респондентов (29%) сообщили, что хотя бы раз отказывались от посещения врача из-за страха предвзятого отношения. Среди трансгендерных людей их доля больше — 53%. Если проблемы возникали, то чаще всего на приемах у психиатров, психологов и гинекологов, отмечают составители доклада, но не только:

«У нас есть, например, кейс, где персона просто пришла сделать пломбу к зубному в ту же клинику, в которой раньше была под старыми паспортными данными. Это увидела администраторка в базе данных и сказала: “Мы здесь таких не лечим”, — и попросила уйти из клиники», — рассказывает Ян Дворкин, руководитель «Центра Т».

Исследовательница группы «Выход» Нина Павлова также подтверждает, что для трансгендерных людей общение с врачами гораздо сложнее, а отказы могут последовать «буквально от любых специалистов».

Как отмечают составители доклада, наиболее тревожной тенденцией прошедшего года стал всё же рост случаев насилия, с которыми столкнулись представители ЛГБТ-сообщества. Это не только угрозы доносами или физическим насилием, но и домашнее насилие — от психологического до непосредственно побоев или шантажа:

«Когда мама стала замечать мои явные изменения, она взяла нож, наставила его на себя и сказала, что если я не начну “жить нормально”, то увижу, как она убьёт себя», — приводят в докладе историю одного из респондентов, который причисляет себя к небинарным персонам.

Наиболее уязвимая группа — ЛГБТ-подростки и трансгендерные люди. Последние также находятся в более сложном экономическом положении. Как утверждают авторы исследования, треть опрошенных трансгендерных персон может позволить себе только базовый набор продуктов на свой доход, среди всех респондентов эта доля ниже — 20%, или каждый пятый опрошенный. У трансгендерных людей могут возникать сложности с приемом на работу из-за документов, а также социального давления.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari