Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD107.18
  • EUR112.80
  • OIL73.32
Поддержите нас English
  • 1377
Новости

«Судя по результатам выборов в парламент, ЕС становится консервативней: с ограничением миграции и отказом от „зеленой” политики» — политолог

По результатам общеевропейских выборов правые силы укрепили свое положение в Европарламенте: по последним данным, фракция «Идентичность и демократия» (ID) получила 58 мест против прежних 47, а «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR) увеличили свое представительство с 68 до 73 мест. Как рассказал в беседе с The Insider политолог, приглашенный исследователь Европейского совета по международным делам (ECFR) Михаил Комин, правые партии достигли ограниченного успеха на прошедших выборах, а победа партии Марин Ле Пен во Франции объясняется тем, что ее позиция стала менее радикальной.

«Многие ждали, что ультраправые силы наберут гораздо больше, чем у них есть, но на самом деле ультраправые победили, по сути, только во Франции и Австрии. Бóльшая часть европейских избирателей отдала свои голоса правоцентристским партиям. В результате этого крупнейшая правоцентристская франция внутри Европарламента, „Европейская народная партия”, в которой состоит и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, усилила свое представительство примерно на 10 мест, что довольно много. В общем, результат был неожиданным, но не так, как все боялись.
Мне кажется, можно говорить лишь об ограниченном успехе ультраправых. Если посмотреть на распределение мест внутри Европарламента, то фракция „Европейских консерваторов и реформистов”, которая скорее правая, чем крайне правая, вместе с более радикальной фракцией „Идентичность и демократия” имеют вместе менее 150 мест. Они нарастили представительство, но не так сильно, как могли бы.
Конечно, среди европейских избирателей существует запрос на более правую политику (ограничение миграции, меньшая поддержка беженцев, ослабление централизованной власти ЕС в пользу национальных правительств), но не настолько, как может показаться. Да, „Национальное объединение” Марин Ле Пен победило с большим отрывом от партии <президента Франции Эммануэля> Макрона — более чем в два раза, но это скорее внутрифранцузская история. Надо иметь в виду, что Марин Ле Пен за последние два-три года резко сместилась в сторону центра и правоцентристских настроений. И партию переименовала, и ушла из руководства, поставив туда молодого политика Жордана Барделлу, и открестилась от любых связей с Владимиром Путиным. В целом, депутаты от „Национального объединения” сейчас поддерживают общеевропейскую позицию по поводу конфликта в Украине и российской агрессии. Такое смещение произошло, и именно за счет этого Марин Ле Пен набрала голоса. Это говорит о том, что ультраправые смещаются ближе к центру и начинают доминировать над традиционными мейнстримными партиями».

Места в парламенте потеряли коалиции «Зеленые/Европейский свободный альянс» (Greens/EFA) и Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера (GUE/NGL), получившие по итогам выборов 53 места (вместо нынешних 72) и 36 (вместо 37), соответственно. Как пояснил Комин, партии, выступающие за «зеленую» энергетику, больше не пользуются популярностью у европейцев.

«„Зеленый пакт” можно хоронить — избиратели отказали в поддержке „зеленой” политике, поскольку сначала была пандемия, потом энергетический кризис и война. В этой ситуации не до экологических и прогрессистских настроений, поэтому никаких больших достижений на теме снижения углеводородного следа или достижения климатической нейтральности в Европе не будет. Скорее всего, прежняя политика, которая была при текущем созыве Европарламента, будет существенно пересмотрена. Следует ждать серьезной ревизии и снятия части ограничений, наложенных на бизнес в связи с экологическими нормами.
В целом, по результатам выборов можно говорить о двух ключевых изменениях внутри ЕС. Первое связано с мигрантами: ужесточение законодательства на европейском уровне и больше свободы действий на национальном уровне. Второе — похороны любых „зеленых” инициатив. ЕС становится более консервативной и правой структурой.
Консенсусу по Украине в Европарламенте ничего не грозит. Но это не помешает отдельным странам блокировать разные инициативы по Украине на уровне Европейского Совета. Этим активно занимается Венгрия, и у них нет причин себя ограничивать, поэтому они и дальше будут блокировать санкции против России и тормозить сближение Украины с Евросоюзом».

Лидерство в Европарламенте сохранила правоцентристская Европейская народная партия (EPP), по последним данным, она получает 186 мест из 720. Второе место занимает левоцентристская группа «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» (S&D) со 135 местами. На третьем идет либеральная фракция «Обновляя Европу» (Renew Europe), которая получает 79 мест — на 23 меньше, чем в нынешнем составе Европарламента.

Как рассказал The Insider депутат Европарламента от немецкой партии «Зеленых» Сергей Лагодинский, центристские партии хоть и набрали меньше голосов, чем ожидали, вместе удержат большинство.

«Праворадикальные и ультраконсервативные партии, которые получили значительное преимущество перед прошлым парламентом, на этих выборах всё равно не составляют большинства. Кроме того, праворадикальная партия ID является пропутинской, но и у нее не будет достаточно веса, чтобы сотрудничать с кем-то из мейнстрима. А ультраконсервативная коалиция ECR, в которую в том числе входят и поляки, пока не является пропутинской, она скорее антипутинская. Поэтому можно сказать, что даже в новом Европарламенте изменений внешнеполитического курса Европы не будет. И кроме того, правящие партии, хоть и значительно потеряли в своих ожиданиях, вместе, скорее всего, составят большинство».

«Идентичность и демократия» считается самой правой фракцией Европарламента. В нее входят представители французского «Национального объединения» (бывший «Национальный фронт» Марин Ле Пен), итальянской «Лиги» (бывшая «Лига Севера») и «Австрийской партии свободы». Ранее во фракцию входила также «Альтернативы для Германии», но ее исключили в мае.

Фракцию «Европейские консерваторы и реформисты» составляют представители «Братьев Италии» итальянского премьер-министра Джорджи Мелони, польской «Право и справедливость» и нескольких других консервативных партий.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari