Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.41
  • EUR104.86
  • OIL80.79
Поддержите нас English
  • 1004
Новости

С японской АЭС «Фукусима-1» хотят слить очищенную воду. Выброс радиоактивных веществ в окружающую среду не бывает безопасным — Ожаровский

Япония приняла решение о сбросе воды, использовавшейся для охлаждения реакторов АЭС «Фукусима-1», пострадавших от цунами в 2011 году, в Тихий океан. МАГАТЭ и японские специалисты говорят о том, что эта вода безопасна. Местные рыбаки и Китай выражают протест. В случае, если это позволят погодные условия, процесс сброса воды начнется 24 августа.

Действительно ли такие действия не несут никакой опасности и были ли у Японии альтернативные способы решения проблемы, The Insider рассказал физик-ядерщик Андрей Ожаровский:

Выброс радиоактивных веществ в окружающую среду не является безопасным. Можно, конечно, сослаться на научную концепцию беспорогового действия малых доз и сказать, что сразу напрямую никто от этого не умрет. Но из-за этого большое количество населения будет подвержено риску в связи с употреблением зараженных морепродуктов, и это станет той соломинкой, которая ломает хребет верблюду, и может стать спусковым крючком для развития тяжелых заболеваний, в том числе онкологических. Это коллективная доза, поэтому и существует такая сильная озабоченность планами сброса радиоактивной воды.

Ситуация на Фукусиме — безвыходная

Есть несколько обоснований того, почему Япония хочет это сделать. Она действительно находится в безвыходной ситуации. Японцы поступили достаточно честно, не начав сброс этих вод прямо в момент аварии. В 2011 году, когда все молились, чтобы эти реакторы не взорвались, на сброс жидких радиоактивных отходов тогда мало бы кто обратил внимание.
Японские специалисты поставили огромные баки, в которых накапливали воду и потом очищали. Но воду от воды очистить нельзя, ведь радиоактивный водород входит в состав самой молекулы, и его отфильтровать невозможно.
В какой-то степени худшего сценария здесь удалось избежать. Нормативы по концентрации радиоактивных веществ как в Японии, так и в России, крайне дружелюбны для атомной промышленности. Природная концентрация — 10-20 Бк/л, а опасная — 6700 Бк/л, и то, что находится между, разрешено в атомной промышленности. Но свои отходы они действительно почистили и разбавили. Кроме того, Тихий океан огромный, и когда произойдет разбавление концентрации, дозы будут очень маленькими.
Но когда японские атомщики говорят, что эта вода соответствует всем стандартам питьевой воды, им отвечают корректно, но зубодробительно: «Ну, тогда пейте ее. Что мешает компании TEPCO, ответственной за трагедию, бутилировать воду и раздавать на атомных станциях работникам?» Надо просто написать, что это вода с тритием, и пусть они ее пьют, а потом проверяют наличие трития в крови, моче и других биологических жидкостях. Они на это не пошли.
Я не вижу, чтобы кто-то из тех людей, кто говорит, что это безопасно, — гендиректор МАГАТЭ Гросси, руководитель TEPCO или премьер-министр Японии Фумио Кисида — согласились бы на это. Что характеризует их как разумных людей и показывает, что они не верят в то, что говорят. Если бы вода была питьевая, то ее надо было бы пить, а не сбрасывать в океан. Это был бы глобальный эксперимент по влиянию трития на здоровье людей, но они на это не пошли.

Любой способ избавления от радиоактивных отходов — опасный

Тритий — это вообще бич атомной энергетики. Это проблема не только аварийной атомной станции «Фукусима». Он образуется в любых реакторах, где присутствует вода (есть реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, и там другие проблемы).
Например, на Калининской атомной станции несколько лет назад концентрация трития в водоемах-охладителях Песьво и Удомля была сильно повышена в сравнении с природной. Тогда Калининская станция сделала то же, что «Фукусима» делает сейчас, — смешала радиоактивные воды с другими технологическими отходами и закачала в подземные водоносные слои. После этого российские специалисты радостно говорили, как они снизили радиационную опасность, и теперь концентрация трития в озерах Песьво и Удомля приходит к природным значениям.
Но закачивание под землю — это то же самое, что сливание в океан. Это не изолирует опасные радиоактивные вещества от окружающей среды, и это возвращение к практике, от которой мир уже отказался. До 1970-х годов жидкие радиоактивные отходы большинство стран мира, использующих атомную энергетику, выливали в Тихий и Атлантический океаны. Назначались точки для слива отходов, и туда шли танкеры, заполненные опасной гадостью.
От этой практики отказались, была принята Лондонская конвенция о запрещении загрязнения океанов. Я очень надеюсь, что японский случай будет исключением и не станет прецедентом, потому что, следуя такой логике, Тихий океан большой, а значит, любая станция может так делать. Почему это «Фукусиме» можно, а нам нет? Почему мы должны тратить миллиарды, чтобы заботиться о радиоактивных отходах? Давайте мы снова, как до 1970-х годов, будем их выливать в окружающую среду.
В таком случае мы получим опасную ситуацию. Конвенция, в которой участвовали все, в том числе Советский Союз, имеет целью не подорвать в первую очередь обеспечение человечества пищей. Радиоактивная рыба станет опасностью для существенной части человечества.

Основной мотив — желание сэкономить

С японцами всё примерно понятно. Их мотивация — желание сэкономить. Им было предложено перевести эту воду в твердую фазу, в состав чего-то, подобного цементу. Тогда тритиевая вода могла бы храниться десять периодов полураспада, то есть около 120 лет, после которых, принято считать, что содержание этих веществ стремится к нулю. Этого делать не стали, ведь тогда бы пришлось строить специальные заводы по цементированию для опасной воды, а потом где-то еще хранить эти глыбы на протяжении 120 лет.
Был и другой вариант — просто починить баки, потому что в них начались протечки. Эти баки не сейсмоустойчивые, строились в спешке, и в случае землетрясения могли бы быть разрушены. После этого произошел бы неорганизованный выброс. Этой страшилкой японская атомная промышленность всех и запугала, из-за чего большинство стран и согласились на сброс воды в океан.
А МАГАТЭ вообще поддерживает все начинания атомной промышленности. Они не выступали против эксплуатации реакторов чернобыльского типа, не выступали против продления срока эксплуатации АЭС «Фукусима-1», хотя знали, что станция стоит в цунамиопасной зоне.
Сейчас они тоже знают об опасности и в своем докладе придумали такое наукообразное описание потенциальной угрозы: «Наибольшей опасности подвергаются пловцы, которые окажутся в районе сброса радиоактивной воды и случайно вдохнут ее». Про всё остальное они сказали, что концентрация радиоактивных веществ в морепродуктах возрастет, но незначительно. С формальной точки зрения они упомянули обо всём.

Японцы вряд ли могли поступить по-другому

В целом же я хочу похвалить японцев за то, что они не стали под шумок сливать воду и хранили ее. И за второе — они делают всё максимально открыто. Да, это опасная вещь, но они консультируются с мировым сообществом, они обещают мониторинг окружающей среды, чтобы не было каких-то неучтенных вещей, вроде накопления трития, например, в застойных зонах, где нет течения.
Конечно, лучше бы появился волшебник, который избавил бы человечество от радиоактивных отходов, но такого волшебника нет. Поэтому общий подход к любым радиоактивным отходам может и должен быть хотя бы таким.
Калининская атомная станция особо никому не рассказывала о том, что закачивает свой тритий под землю. Это стало известно случайно. Я участвовал в общественных слушаниях, где они сказали, что в озерах падает концентрация трития. Тогда я спросил: «Куда же вы его деваете?» — «Мы его закачиваем под землю», — ответили они.
Потом пытались отказываться от этих слов, но не суть важно. Я бы японцев похвалил за то, что удалось избежать худшего сценария, а именно — немедленного попадания этой воды сразу из реактора в мировой океан. Вот тогда ситуация была бы гораздо хуже, и пришлось бы вводить запрет на добычу определенных морепродуктов. Этого удалось избежать.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari