В Пекине завершилась встреча госсекретарея США Энтони Блинкена и лидера КНР Си Цзиньпина, сообщают ABC News.
Перед закрытой частью встречи Си Цзиньпин подчеркнул важность взаимодействия двух стран и выразил надежду, что визит госсекретаря Соединенных Штатов «внесет положительный вклад» в это дело. Блинкен в свою очередь перед встречей рассказал журналистам об «откровенных и конструктивных беседах» с другими китайскими официальными лицами.
В воскресенье, 18 июня, госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Китай с официальным визитом. Он провел переговоры с министром иностранных дел КНР Цинь Ганом, главой китайской дипломатии Ван И и Си Цзиньпином.
После встречи с Блинкеном Цинь Ган, хотя и заявил о том, что Китай придерживается стратегии построения стабильных и предсказуемых отношений с США, отметил, что до визита Блинкена они «находились на самой низкой отметке с момента установления дипломатического общения между странами». Примерно такой же тезис выдвинул и Ван И.
Китаист, сотрудник Лейпцигского университета Алексей Чигадаев считает, что это не просто слова и в отношениях между странами действительно «все плохо»:
«Торговая война, инициированная США, фактически идет с начала 2018 года. За последние пять лет отношения США и КНР неуклонно ухудшались по всем направлениям. И здесь важен не столько формат взаимоотношений либо риторика, сколько снижение качества каналов общения либо их полное исчезновение».
Чигадаев при этом считает, что обе стороны осознают, к чему ведет обоюдостороннее непонимание:
«Стороны понимают, что действительно очень близко подошли к риску военной эскалации. Не потому, что хотят войны или видят в войне способ разрешения накопившихся проблем. А опять же из-за отсутствия нормальных каналов связи, в том числе и между военными двух стран. Пакеты взаимных пожеланий и требований у двух стран огромные, причем и Россия, и Украина в них далеко не в первой десятке. Таможенные сборы, экономические санкции, борьба с терроризмом и наркотрафиком — очень много чего находится на столе.
Приезд Блинкена (который должен был пройти еще в феврале) — это лишь первый шаг в размораживании двусторонних отношений. Не будет никаких деклараций и совместных заявлений — это лишь начало очень долгого пути к нормализации. К сожалению, гарантий, что эти переговоры улучшат двусторонние отношения, тоже нет».
По словам Чигадаева, власти Китая не готовы к военному противостоянию с Соединенными Штатами:
«Последние утечки из официальных источников КНР о состоянии банковского сектора, финансового сектора говорят о том, что система этого просто не выдержит. Китайская экономика слишком завязана на США, а США — на КНР: в политической плоскости можно говорить о чем угодно, но на фоне торговой войны товарооборот между КНР и США стабильно растет. По данным Бюро экономического анализа США (BEA), по итогам 2022 года американская экономика импортировала из КНР товаров на $536,75 млрд и экспортировала в КНР товаров на $153,84 млрд. Таким образом, внешняя торговля США с Китаем выросла до $690,59 млрд за 2022 год, что стало новым историческим рекордом.
27 октября 2022 года Министерство обороны США обнародовало Стратегию национальной обороны (СНО) США 2022 года. В нем сказано: „КНР представляет собой наиболее серьезный и системный вызов, в то время как Россия создает острые угрозы — как для жизненно важных национальных интересов США за рубежом, так и внутри США“. Таким образом, Китай занял оборонительную позицию: „Давайте жить дружно, мы за экономическое сотрудничество, а не за войну“».
Чигадаев считает, что Си Цзиньпин как лидер Китая преследует две цели:
«У Си две цели — глобальная и локальная. Мир серьезно поменялся с тех пор, когда были написаны правила для экономического сотрудничества. Китай был и остается бенефициаром текущих финансовых международных институтов, но хотел бы „переосмысления“ этих правил, исходя из того, что мир уже изменился. В этом есть доля лукавства: Китай хочет равных прав для всех, но очевидно, что масштаб китайской экономики по умолчанию создает огромное преимущество».
После завершения встречи Си Цзиньпин сказал о том, что во время переговоров был достигнут прогресс в американо-китайских отношениях. Помимо этого, он отметил, что Китай надеется на «крепкие и прочные отношения» двух стран, но подчеркнул, что США «не должны задевать легитимные права и интересы Китая», имея в виду ситуацию с Тайванем. Встреча Си Цзиньпина и Блинкена продолжалась 30 минут.