Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.58
  • EUR107.43
  • OIL75.28
Поддержите нас English
  • 7394
Новости

OCCRP: ЧВК Вагнера заплатила миллионы долларов суданской военной компании в обмен на ВНЖ и оружие

Компания «М-Инвест», принадлежащая владельцу ЧВК Вагнера Евгению Пригожину и осуществляющая его операции в Судане, заплатила миллионы долларов компании «Асвар», управляемой суданской военной разведкой, и взамен получила доступ к видам на жительство и оружию для своего российского персонала. Об этом говорится в совместном расследовании OCCRP и Le Monde.

Журналистам удалось получить доступ к ряду документов, в том числе контрактам, письмам и внутренним служебным запискам, в которых содержится эта и другая информация.

«Асвар» также получила контракт на поставку оружия и организацию полетов для россиян на суданском военном самолете. Судя по всему, им было дано право использовать коды военных сигналов и приземляться на военные авиабазы.

В обмен на всё это суданской фирме выплачивали крупные суммы, в том числе «вознаграждение за добрую волю» в размере $200 тысяч и еще $100 тысяч в месяц, а налоги и зарплаты сотрудников полностью покрывались российской компанией.

Суданская дочерняя компания «М-Инвест» — Meroe Gold — также пользуется благосклонностью президента Судана, который отказался от притязаний правительства на 30% долю в нескольких своих проектах в ее пользу.

Опрошенные OCCRP эксперты отмечают, что сделка «М-Инвест» с армией Судана особенно проблематична, потому что армия известна как «глубоко и систематически коррумпированная», а также является основным каналом незаконного оружия. По словам Эндрю Файнштейна, специалиста по борьбе с коррупцией и автора книги «Мир теней: Внутри глобальной торговли оружием», «М-Инвест» «эффективно использует криминальные вооруженные силы для ведения своей преступной деятельности».

«Пригожин платит частной военной компании, контролируемой правительством, в обмен на право передавать суверенные привилегии, включая оружие, проезд для своих людей и использование портов и авиабаз», — говорит Файнштейн.

Бывший старший операционный специалист Всемирного банка Ричард Мессик, который сейчас консультирует международные организации по вопросам правового развития и борьбы с коррупцией, сказал авторам расследования, что Вагнер и суданские военные были «двумя самыми черными фигурами в мировой экономике».

«Вопрос в том, как проводятся эти сделки [между Вагнером и суданскими военными компаниями], — сказал Мессик. — Это два действительно плохих актера, которым нельзя позволять покупать оружие где бы то ни было. Если платеж в золоте, его необходимо закрыть. Если это происходит через международную финансовую систему, санкционирующие органы должны убедиться, что компании и лица, связанные с ними, не могут иметь никаких [банковских] счетов».

Пригожин неоднократно отрицал какую-либо связь с Meroe Gold и вообще с ЧВК Вагнера. В течение нескольких лет он даже подавал в суд на СМИ, которые утверждали, что ЧВК Вагнера принадлежит ему. Только в сентябре Пригожин признал, что основал компанию — вскоре после публикации видео, где он вербует заключенных для войны в Украине.

Хотя Пригожин публично не признал, что владеет Meroe, в июле 2020 года США ввели санкции против компании за связи с ним. Министерство финансов заявило, что Meroe принадлежит компании «М-Инвест», которая, в свою очередь, принадлежит Пригожину или контролируется им. По заявлению США, «М-Инвест» прикрывала операции ЧВК Вагнера в Судане при получении лицензий на добычу золота.

О том, что Пригожин стоит за работающими в Судане компаниями, говорилось еще в расследовании «Настоящего времени» в 2019 году. Авторы расследования выяснили тогда, в частности, что руководителем «М-Инвеста» является Михаил Потепкин, он представлял компанию на встрече в Сочи премьер-министра Дмитрия Медведева с президентом Судана Омаром Баширом. Потепкин — бывший комиссар кремлевского движения «Наши» в 2007 году проводил «марш против украинского фашизма», семь лет спустя принимал участие в «Международном русском консервативном форуме», на который съехались европейские неонацисты.

Летом 2018 года стало известно, что разведкой месторождений золота в Судане занимается связанная с «М-Инвестом» компания Meroe Gold. В беседе с «Настоящим временем» Потепкин отрицал знакомство с Пригожиным и утверждал, что «не имеет позиции в компании [»М Инвест»]». «»М-Инвест» — это люди, которые дали мне денег на добычу золота в Судане. Судан получает рабочие места, налоги. Приезжайте, покажу рудник в пустыне, — предложил он. — Мы пока ничего не добыли, только строим завод». Потепкин отказался говорить журналистам, как называется его компания, и раскрывать сумму инвестиций от «М-Инвеста».

После этого расследования «Настоящего времени» компании Пригожина попали под санкции США.




Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari