Киргизский журналист Болот Темиров несколько лет занимается антикоррупционными расследованиями. Почти все это время за ним следят, взламывают его аккаунты в соцсетях и прослушивают телефоны. Два года назад, после разоблачения бывшего замглавы таможенной службы, журналиста жестоко избили. Теперь после очередного громкого расследования ему подкинули наркотики и завели уголовное дело. Об этом деле и о давлении на журналиста в целом The Insider поговорил с ним самим и с его адвокатом.
23 января в Бишкеке задержали известного журналиста-расследователя Болота Темирова. Силовики ворвались в офис Temirov LIVE, повалили всех мужчин на пол, женщинам приказали сесть. Темиров говорит, что пока он лежал лицом в пол, ему в задний карман джинсов положили пакетик с гашишем и тут же торжественно его извлекли. «Мне подкинули» - успел крикнуть он журналистам, когда через два часа обыска его тащили в милицейскую машину.
Юрист Нурбек Токтакунов рассказал The Insider, что были свидетели, которые видели, как Темирову подложили наркотики, но они не могут сказать, кто именно это был, потому что все силовики были в масках. Это же подтвердила «Клоопу» в день обыска одна из сотрудниц Temirov LIVE: «Я видела, как они подложили. Я думаю, поэтому они забрали данные с камер видеонаблюдения».
«Я часто веду дела по наркотикам и никогда потребитель в задний карман не кладет. Потребитель будет держать в переднем кармане», - отметил адвокат в беседе с The Insider.
Во время обыска силовики забрали процессоры персональных компьютеров, хард-диски и документы.
Токтакунов сообщил, что милиция возбудила уголовное дело по статье 287 («Склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ») Уголовного кодекса КР, а основанием стало заявление неизвестной гражданки.
По словам адвоката Темирова, некая девушка пришла в милицию через два дня после публикации расследования и рассказала, что якобы когда-то давно некий парень по имени Болот склонял ее к употреблению наркотических средств. «Если теоретически предположить, что так и было, в любом случае добросовестная милиция выяснит, что за девушка, что за парень, какие есть доказательства, чтобы не посягнуть на права простых людей. Они же действуют настолько оперативно, что это сразу внушает подозрение. Как это так, что она только что пришла и сказала, а его тут же взяли и получили постановление о неотложном обыске. Никакой нормальный следователь не будет давать постановление о неотложном обыске, если приходит человек с улицы и что-то говорит. Должны быть подтверждения. Кроме того, они перепутали двух Болотов. Наркотики надо было подкидывать Болоту Назарову, а компьютеры изъять у Болота Темирова. Они ошиблись и подкинули наркотики Болоту Темирову, но и компьютеры тоже у него забрали. Назарову тоже навешали. У них были какие-то там видеозаписи. У нас употребление наркотиков декриминализовано, и даже если это он, то это вторжение в частную жизнь», - рассказал адвокат.
За два дня до задержания Болот Темиров и его команда опубликовали расследование о семье главы Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана Камчыбека Ташиева. В нем, в частности, шла речь о нефтяном бизнесе родственников главы спецслужбы.
«Меня подставили, и понятно, что это связано с нашими расследованиями. Арестовали через два дня после того как мы разоблачили главу Госкомитета нацбезопасности», - сказал Темиров The Insider.
Вместе с Темировым задержали его тезку, акына Болота Назарова, который перепевал журналистские расследования Temirov LIVE. Председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев сообщил, что в отношении акына поступили жалобы о распространении наркотиков. «В его крови были обнаружены наркотические вещества. То есть он употреблял их», – сказал Ташиев. В сетях тут же появились видео, где человек, похожий на Назарова, с девушкой курят гашиш.
«Болот Назаров на народном языке, в стихах и песнях рассказывал о коррупции во власти, опираясь на наши расследования и на собственные материалы. Он точно так же опасен для властей, как и я. К Назарову подослали девушку, которая представилась его поклонницей и подставила его», - рассказывает Темиров.
По словам Темирова, Болота Назарова сразу закрыли в ИВЦ, а его самого до утра держали в кабинете следователя как свидетеля, не давая статус задержанного и обвиняемого, и только утром статус поменяли. «Изначально меня отпустили под подписку о невыезде, а его собирались закрыть, но из-за того, что он очень известный и начались митинги в его поддержку у здания ГУВД и протесты в социальных сетях, правоохранители, скорее всего, испугались и его тоже выпустили под подписку».
Темиров не может рассказывать о подробностях дела, потому что с него взяли подписку о неразглашении.
«Когда его задержали, он на три часа пропал, - рассказал Токтакунов . - Я должен был быть вместе с ним как представитель защиты, но, они забрали его в наркологию, и он исчез, и у меня не было никакой информации о нем. Все это время ему подавали сигналы в духе — «Успокойся парень, а то будет хуже»».
«Когда я работал с сотрудниками милиции, у меня было ощущение, что они действуют из-под палки, - отмечает защитник. - Не было у них сильной мотивации до конца это дело состряпать. Понятно, что они выполняют распоряжение главы другого ведомства, тем более что чекисты и милиция всегда в некой профессиональной конфронтации находятся».
После задержания Темирова и Назарова активисты и журналисты вышли на митинг к зданию МВД.
«Замминистра внутренних дел, несмотря на презумпцию невиновности, вышел к людям и сказал: «Вы поддерживаете наркоторговцев». Его освистали, но он вышел второй раз, - говорит Темиров. - Властям невыгодно иметь расследователей-журналистов, которые будут вскрывать коррупцию. Начинается дискредитация на самом высоком уровне, даже президент пытался очернить меня, я уже не говорю про фигуранта расследования».
«Сейчас на меня, мою семью и команду льются компроматы. Их сливают анонимно и с измененным голосом — там показывается наша документация. До этого я обнаружил видеонаблюдение в своей квартире, в том числе в спальне, - рассказывает он. - У нас есть данные, что они взломали один из наших компьютеров. Они вставляют в качестве доказательств наши разговоры внутри помещения, хотя дело о наркотиках, по которому меня арестовали, было заведено только 22 января, а прослушка телефонов, помещений и всего остального ведется с осени прошлого года».
Темиров с 2018 года был главным редактором сайта FactCheck.kg, который занимался разоблачением фейков. Летом 2020 года он открыл собственный расследовательский ресурс Temirov LIVE. «За это время у нас вышли расследования о непотизме со стороны президента, были крупные разоблачения коррупционных схем в госпредприятии железных дорог. Мы делали расследования о коррупционных схемах в мэрии Бишкека. По многим крупным предприятиям, государственным и высшим чиновникам, в том числе по судьям, у нас были расследования. Мы раскрывали делишки МВД, когда на митинге против министра внутренних дел якобы от населения собирали сотрудников гражданки. После того, как мы сделали материал про сотрудников МВД в гражданке, вышедших разгонять митинг, были попытки взломать наши аккаунты в социальных сетях. С лета прошлого года мы замечаем непонятные машины у офиса», - рассказывает Темиров.
«Два года назад, когда я еще работал на FactCheck.kg, я сделал расследование о том, как бывший заместитель председателя таможенной службы делал подарки своей супруге, стоимость которых превышала его официальный доход в пятьсот раз. Ровно через два часа после появления этого материала на наш сайт была организована DDoS-атака, а через месяц на меня напали и избили, это было в январе 2020 года. Я тогда написал пост о том, что не рассматриваю возможность отъезда за границу. Я буду бороться с коррупцией в Кыргызстане до конца. Нападавших нашли, а заказчиков нет. Дело по заказчикам выделили в отдельное производство и на этом все заглохло», - рассказал журналист.
По мнению Темирова, дело против него и его команды - «акция устрашения для всех журналистов». «Но журналистское сообщество Кыргызстана только еще больше объединилось, - говорит он. - Это было хорошо видно в тот момент, когда меня увозили в ОВД, — журналисты скандировали: «Болот! Болот!». За время, пока шел обыск, у нашего офиса собралось много людей — и те, что снимали, и те, что пришли поддержать. Сейчас я получаю очень много слов поддержки от самых разных людей. Власть явно устала от того, что люди нас поддерживают. Многие солидарны с нами и готовы помогать, чем угодно. Я очень благодарен этим людям, потому что все прекрасно понимают, что это политическое давление касается не только меня, но и всего журналистского сообщества. Это угроза свободе слова в Кыргызстане — единственному, чем мы можем гордиться на сегодняшний день. Если им удастся все провернуть и заставить нас замолчать, это будет началом тирании».