

Выступая перед студентами и преподавателями МГИМО, Сергей Лавров заявил:
«Мы живем на очень маленькой одной планете. Это в западном стиле было выстраивать берлинские стены, условные стены между собой и нашим огромным евразийским пространством - как было в Советском Союзе, а теперь постсоветским пространством. Мы никаких стен не хотим выстраивать».

Очевидно, аудитория должна поверить, что Берлинской стеной Запад в свое время отгородился от ГДР — советского сателлита. Но на самом деле все происходило совершенно иначе.
Решение о строительстве «антифашистского оборонительного вала», как официально называлась стена, приняла 11 августа 1961 года Народная палата ГДР — высший орган законодательной власти оккупированной СССР Восточной Германии. За одну ночь вокруг Западного Берлина (американского, британского и французского оккупационных секторов) построили 155-километровый забор из колючей проволоки.

Причина такого решения заключалась в том, что в результате экономических реформ в ФРГ, которые называли «чудом на Рейне», уровень жизни там стал значительно выше, чем в ГДР, и жители восточных земель устремились на Запад. Сталин в 1952 году заявил:
«Демаркационная линия между Восточной и Западной Германией должна считаться границей — и не обычной, а опасной. Которую немцы будут защищать своими жизнями».
На следующий год ГДР начала оборудовать границу с ФРГ заграждениями из колючей проволоки и минными полями. Свободный выезд из страны был запрещен, но несмотря на это с 1949 (год основания ГДР) по 1961 год ее покинули почти 2,7 млн человек — около 14% всего населения. Проще всего это было сделать через разделенный Берлин, в котором контролировать передвижение людей было нереально. Были пропускные пункты, но пересечь границу в обход их было нетрудно. Помимо всего прочего, восточный и западные сектора связывали линии метро и городской железной дороги (S-Bahn). В Западном Берлине действовали три центра для беженцев с Востока, где их готовили к переезду в западные земли.
Кроме того, многие жители Восточного Берлина, пока передвижение было свободным, предпочитали работать в западных секторах, где зарплата была выше, и восточный сектор начал превращаться в своего рода спальный район.
Конструкцию стены постоянно усовершенствовали. Первоначально это был забор из колючей проволоки высотой в 80 см. Уже через 4 дня началось строительство каменной стены. На следующий год стали строить внутреннюю стену — на 100 м вглубь территории Восточного Берлина. Между двумя стенами располагались контрольно-следовая полоса, ров, забор под напряжением, 302 вышки, на которых дежурили пограничники. А под окнами расположенных близко к стене домов, из которых можно было бы выпрыгнуть, установили острые металлические штыри. К 1980-м годам обе стены состояли из бетонных блоков высотой 3,6 м.

Пограничники получили приказ стрелять на поражение в тех, кто попытается перебраться через стену. По информации Би-Би-Си, за время существования стены погибли 1245 человек. Точное количество жертв неизвестно; другие источники называли куда меньше цифры. Большая российская энциклопедия говорит о 192 погибших, 8 из которых — пограничники ГДР. Приказ стрелять на поражение сохранялся до последних месяцев существования стены; последнюю жертву — 19-летнего Криса Геффроя — застрелили в феврале 1989 года, за 9 месяцев до того как границу открыли для всех желающих.
В ФРГ с легкой руки федерального канцлера Вилли Брандта стена получила название «Стена позора» (Schandmauer). В июне 1987 года президент США Рональд Рейган, выступая в Западном Берлине у стены, обратился к Михаилу Горбачеву с призывом:
«Позади меня стоит стена, окружающая свободные сектора этого города, часть огромной системы барьеров, разделяющих весь европейский континент. Перед Бранденбургскими воротами каждый человек — немец, отделенный от себе подобных. Каждый человек — берлинец, вынужденный смотреть на шрам. Пока эти ворота закрыты, пока этому шраму стены позволяют существовать, открытым остается не только германский вопрос, но и вопрос свободы для всего человечества.
Генеральный секретарь Горбачев, если вы стремитесь к миру, если вы стремитесь к процветанию Советского Союза и Восточной Европы, если вы стремитесь к либерализации, приходите к этим воротам.
Господин Горбачев, откройте эти ворота! Господин Горбачев, снесите эту стену!»
Свободный проход между Восточным и Западным Берлином был разрешен властями ГДР 9 ноября 1989 года. На следующий год стену разрушили, сохранив лишь несколько коротких фрагментов как памятник истории.

Разрушение Берлинской стены
