

«Вести» сообщают о заявлении представителя МИДа Марии Захаровой:
«Австрия имеет зафиксированное обязательство по сохранению вечного нейтралитета. Об этом в ходе брифинга заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя готовность Вены обсуждать присоединение к Североатлантическому альянсу.
Захарова напомнила, что ключевым правовым документом, который зафиксировал обретение послевоенной Австрией суверенитета, стал договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. Дипломат подчеркнула, что документ подписали СССР, Великобритания, США и Франция 15 мая 1955 года.
„Ему предшествовал подписанный в апреле того же года Московский меморандум, который закрепил обязательство Австрии сохранять вечный нейтралитет”, — сказала она.
Дипломат добавила, что заявления министра иностранных дел Австрии Беате Майнль-Райзингер о готовности обсуждать членство в НАТО оскорбляют австрийское население, большая часть которого выступает за сохранение внеблокового статуса страны».

В Государственном договоре о восстановлении независимой и демократической Австрии нет ни слова о нейтралитете. В нем есть лишь положение о запрете аншлюса, то есть политического или экономического союза с Германией.
В Меморандуме о результатах переговоров между правительственной делегацией Советского Союза и правительственной делегацией Австрийской Республики, предшествовавшем заключению договора, действительно сказано:
«В соответствии с заявлением, сделанным Австрией на Берлинской конференции 1954 года, о невступлении ни в какие военные союзы и недопустимости размещения военных баз на своей территории, Федеральное правительство Австрии сделает заявление в форме, которая обяжет Австрию на международном уровне постоянно соблюдать нейтралитет того типа, который практикует Швейцария».
Но этот меморандум не является международным договором и не имеет обязывающей силы.
В октябре 1955 года австрийский парламент принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии, где говорится:
«В целях постоянного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Австрия будет поддерживать и защищать их всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.
Для обеспечения этих целей Австрия в будущем не будет вступать ни в какие военные союзы и не допустит создания иностранных государств на своей территории военных баз».
Таким образом, положение о нейтралитете Австрии юридически не является ее международным обязательством. Австрия вправе изменить конституционный закон, как это предусматривает ее законодательство.
Захарова права в том, что большинство граждан Австрии сейчас против вступления в НАТО. По данным Gallup, осенью 2024 года доверяли альянсу 40% опрошенных австрийцев, не доверяли 49%.

Но это признает и сама Майль-Райзингер, заявившая в интервью газете Die Welt:
«Нейтралитет сам по себе нас не защитит. На фоне все более неопределенной ситуации с безопасностью в мире и все более агрессивной политики России Австрию защищают инвестиции в собственную обороноспособность, а также в партнерские отношения. В принципе, я вполне открыта для публичной дискуссии о будущем политики безопасности и обороны Австрии. Хотя в настоящее время ни в парламенте, ни среди населения нет большинства в пользу вступления в НАТО, такие дебаты, тем не менее, могут быть весьма плодотворными».
Где здесь Захарова увидела «оскорбление австрийского населения», понять невозможно.