Дмитрий Киселев в «Вестях недели» рассказывает об очередном примере деградации европейской культуры:
«Вот мы задумываемся над границами возможного по ходу развития человеческой цивилизации. И везде задумываются. Всегда интересно поискать общее и различное в подходах, что для кого дорого и в какой степени. Кто на что готов пойти ради своих идей и идеалов и вообще каковы они? В наше время все эти вопросы встают особенно остро. Поэтому и ответы должны быть вполне себе ясными. И здесь, в России, и там, будь то на Востоке или на Западе.
Характерная в этом смысле дискуссия описана в представленной недавно во Франции книге. Автор — Розелин Башло. В названии лишь три цифры — „682”. Шестьсот восемьдесят два дня — именно столько Розелин Башло работала во французском правительстве как министр культуры. <…> И именно на этом посту ей, тертому орешку, пришлось пережить едва ли не самые острые моменты в политической карьере. Чего стоит хотя бы проблема восстановления собора Парижской Богоматери, что в апреле 2019-го пережил жуткий пожар. Тоже, кстати, характерно.
Нотр-Дам сгорел от окурка в ходе ремонтных работ под крышей. Дело, очевидно, доверили тем, для кого главная католическая святыня Франции не значит ничего. Но сейчас не об этом. Шпиль в огненном смерче рухнул. А идею восстановить его в новом образе выдвинула сама первая леди Франции Брижит Макрон. Напомним, что Брижит было уже за сорок, когда у них с 17-летним Эммануэлем начался роман. Юноше она преподавала французский и латинский в иезуитском лицее. Но и до сих пор, став уже первой леди Франции, Брижит сохраняет горячий темперамент, иначе как объяснить фантазии, которые подвигли ее представить столь радикально дерзкий архитектурный проект восстановления шпиля Нотр-Дам?
Министру культуры Розелин Башло она представила его лично. По мнению четы Макронов, не нужно повторяться и не стоит вновь возводить старое. На месте шпиля нужно водрузить эрегированный фаллос с двумя золотыми шарами в основании. Чего уж там, все ведь и так воспринимали старый шпиль как фаллический образ. Так пусть архитектурное высказывание и будет прямым, безо всяких экивоков. Правда, пропадает крест на вершине шпиля. Да кому он сейчас во Франции нужен крест, ведь Макрон еще давно говорил, что нет французской культуры, а есть культура Франции, где люди живут разные и не надо никому ничего навязывать.
Предложенный проект буквально ошеломил Розелин Башло. Как министр культуры она стала ссылаться на Венецианскую хартию 1994 года, по которой следует сохранять аутентичность исторического наследия. Но чета Макронов была настойчива. Так или иначе, а шпиль над Нотр-Дам пока не восстановлен, но отношение к Розелин Башло с тех пор стало прохладным, и в итоге та лишилась министерского поста. Такие вот дела. А мы все удивляемся, куда делось взаимопонимание, да и вообще было ли оно... И где пределы?..»
В действительности после пожара, уничтожившего шпиль собора, возникла идея не восстанавливать его в прежнем виде, а создать на его месте современный. Дело в том, что шпиль не был частью первоначального облика готического собора, он был построен в середине XIX века архитектором Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком, руководившим восстановлением собора, сильно пострадавшего в годы революции.
В католической и протестантстких церквях существует традиция: при реставрации собора мастер может добавить какой-либо современный ему элемент — своего рода авторскую подпись. Таким образом на готическом соборе в испанской Саламанке появились барельеф с изображением космонавта и фигура фавна с рожком мороженого в руке, на Национальном соборе в Вашингтоне — голова Дарта Вейдера, на церкви во французской деревне Сен-Жан-де Буазо — скульптурные изображения Чужого и гремлина вместо традиционных гаргулий. Очевидно, опираясь на эту традицию, и решили построить современный шпиль.
Архитекторы со всего мира создали множество проектов; так, классик современной архитектуры сэр Норман Фостер предложил сделать крышу и шпиль стеклянными, Матьё Леаннёр — позолоченный шпиль в виде языка пламени, Антони Сежурне — уходящий в небо световой шпиль. формируемый мощными прожекторами.
Консервативно настроенная Башло возражала против этих проектов, и один из них в своей книге иронично описала как похожий на эрегированный фаллос, окруженный золотыми шарами. Предположительно она так охарактеризовала проект кипрского архитектурного бюро Kiss the Architect — по крайней мере, именно в нем есть позолоченные шары у основания шпиля.
Впрочем, чтобы разглядеть в ажурной многоярусной арочной конструкции вокруг ведущей к смотровой площадке винтовой лестницы фаллическую форму, нужна недюжинная фантазия. Шаров у основания арок, кстати, не два, а восемь.
Журналисты французского издания Franceinfo связались с Розелин Башло, и та прокомментировала вызвавший бурную реакцию эпизод из своей книги:
«Брижит вовсе не выступала за этот проект, она передала его только потому, что он был предложен Елисейскому дворцу. Мы получили десятки „архитектурных жестов” для восстановления шпиля».
Офис Брижит Макрон также подтвердил, что она не выступала в поддержку проекта.