Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.58
  • EUR107.43
  • OIL75.04
Поддержите нас English
  • 10577

Сайт RT к 25-летию подписания Будапештского меморандума, согласно которому Украина отказалась от ядерного оружия, а Великобритания, Россия и США обязались уважать ее суверенитет, опубликовал статью под заголовком «„Представить себя жертвой”: почему Украина пытается апеллировать к Будапештскому меморандуму».  В статье говорится:

«25 лет назад Украина, США, Великобритания и Россия подписали Будапештский меморандум. Стороны обязались уважать суверенитет Украины и не применять против неё оружие, а Киев в обмен передавал всё ядерное вооружение Москве и присоединялся к ДНЯО. После событий 2014 года украинские власти неоднократно обвиняли РФ в несоблюдении положений документа. В ответ в Москве отмечали, что не нарушали соглашение, которое к тому же не обязывало российскую сторону «соглашаться с государственным антиконституционным вооружённым переворотом», который произошёл в Киеве. При этом эксперты подчёркивают, что меморандум имеет рекомендательный характер и не был ратифицирован ни одной из стран, подписавших его. <…>

„Что касается Будапештского меморандума 1994 года, в этом меморандуме РФ, США и Великобритания взяли на себя юридическое обязательство не применять против Украины ядерное оружие и не выдвигать угрозу применения ядерного оружия в отношении Украины. Это было сделано в обмен на добровольный отказ Украины от ядерных арсеналов бывшего Советского Союза. Никаких других обязательств Россия на себя не брала, как не брали их США и Великобритания”, — заявил тогда Лавров.

По словам главы российского внешнеполитического ведомства, „Будапештский меморандум не обязывал нас соглашаться с государственным антиконституционным вооруженным переворотом”».

Будапештский меморандум действительно не был ратифицирован ни одной из подписавших его сторон. Причина этого проста: он не требовал ратификации.  В его тексте сказано: «Настоящий Меморандум будет применимым с момента подписания». Подписали его 5 декабря 1994 года президенты Украины, России и США, а также премьер-министр Великобритании. В свою очередь, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года говорится: «Согласие государства на обязательность для него договора выражается путем подписания договора представителем государства, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу» (статья 12, пункт 1).

Сергей Лавров, утверждая, что единственное обязательство России в связи с меморандумом заключается в неприменении против Украины ядерного оружия, искажает факты. Вот обязательства Великобритании, России и США, согласно тексту меморандума:

— уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины;— воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины;— воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода;— добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия;— не применять ядерное оружие против любого государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением;— консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.

Таким образом, признание выхода Крыма и Севастополя из состава Украины и присоединение их к России — прямое нарушение пункта 1 меморандума.

Ввод в Крым российского спецназа без знаков различия (так называемых «зеленых человечков») и участие российских военнослужащих в боевых действиях на востоке Украины — прямое нарушение пункта 2. Присутствие в Крыму российского спецназа Владимир Путин признал в интервью ведущему ВГТРК Андрею Кондрашову, которое вошло в фильм «Крым. Путь на Родину»;  участие российских военнослужащих в боях на Донбассе Россия до сих пор официально не признает.

Экономический шантаж с угрозами прекращения поставок газа, начавшийся вскоре после «оранжевой революции» 2004–2005 годов, — прямое нарушение пункта 3.

Что же касается заявления Лаврова о том, что меморандум «не обязывал нас соглашаться с государственным антиконституционным вооруженным переворотом», то смена власти в Украине является ее внутренним делом и не имеет никакого отношения к обязательствам сторон, подписавших Будапештский меморандум.

В материале RT эксперт Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько так оценивает ситуацию:

«Будапештский меморандум уже не актуален, он не работает по вине самой Украины, которая допустила критическое перенапряжение общества внутри себя, разделение, раскол и гражданскую войну».

Какое отношение к меморандуму имеет «критическое перенапряжение общества» внутри Украины, ни Безпалько, ни RT не поясняют. С точки зрения международного права статус Украины не изменился, а потому нет причин считать Будапештский меморандум утратившим актуальность.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari