Во время обострения конфликта между Арменией и Азербайджаном у России нет ресурсов для миротворчества, поэтому официальные лица только обращаются с призывами к главам стран остановить эскалацию. При этом общественность озабочена происходящим в Украине: никто, в том числе ОДКБ, не придет на помощь Армении и Азербайджану. Об этом заявил The Insider политолог Аркадий Дубнов.
По его словам, Россия не имеет никаких реальных ресурсов для миротворчества, поэтому президент России Владимир Путин, судя по всему, ночью призвал президента Азербайджана Ильхама Алиева остановиться. Как раз сейчас и лидерам Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и Путину особенно важно показать, что они «способны помирить всех со всеми».
Дубнов отмечает, что сегодня Григорий Карасин, руководящий международным комитетом Совфеда, специально выступил с заявлением о том, что якобы именно благодаря Москве Армении и Азербайджану удалось добиться перемирия. При этом общественность озабочена тем, что сейчас происходит в Украине, добавил политолог.
Эксперт предположил, что Алиев изменит повестку предстоящего саммита ШОС в Самарканде, где будут все, включая Реджепа Тайипа Эрдогана и Александра Лукашенко. Азербайджанский лидер «очень жестко и точно» выбрал момент, считает политолог:
«Алиев решил не ждать и громко выстрелить из заряженного ружья. Момент выбран точно: через два дня в Самарканде состоится саммит ШОС, в котором примут участие не только сами „шанхайцы“, но и многочисленные гости, всего главы пятнадцати государств — в том числе президенты Армении и Азербайджана, а также Турции и Ирана».
По его словам, Алиев хочет склонить Пашиняна к началу переговоров по мирным договорам, но армяне сопротивляются:
«Они проиграли войну и упираются, думая, что они могут что-то изменить. К сожалению и к трагедии — нихера они не смогут».
Помимо этого, политолог заявил, что если с армянской стороны ночью действительно погибли 49 человек, как утверждает Пашинян, то это «самое кровопролитное вооруженное столкновение со времени 44-дневной войны 2020 года между странами». По его словам, глядя на происходящее, можно предположить, что в Баку дают понять: можем повторить! Почти все армяно-азербайджанские военные обострения начинались с обвинений Баку в адрес Еревана в каких-либо провокациях, что давало повод Азербайджану начинать военные операции против Армении, утверждает Дубнов. Он считает, что даже в таком случае вооруженная реакция Азербайджана выглядит несоразмерной.
Эксперт уточнил, что и лидерам Шанхайской организации сотрудничества, и Путину сегодня «особенно важно показать», что они способны помирить всех со всеми, одновременно «выстраивая бастион единого Востока, противостоящего коллективному Западу»:
«Какое место тут отведено Украине, где продолжается СВО, начатая одним из отцов-основателей ШОС, еще не решили».
Москве отводится роль пассивного миротворца-наблюдателя, усилиями которого удалось достичь срочного перемирия, подытожил Дубнов.
В ночь на 13 сентября Минобороны Армении заявило об обстрелах со стороны Азербайджана по армянским позициям с применением артиллерии, минометов и БПЛА. Пашинян заявил о 49 погибших и решил обратиться за помощью к России, Совбезу ООН и ОДКБ. Минобороны Азербайджана отрицает информацию о своем вторжении, называет заявления армянского Минобороны абсурдными, а также обвиняет Армению в провокациях и установке мин на дорогах снабжения азербайджанских частей.
Эскалация вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе произошла 27 сентября 2020 года. В ночь на 10 ноября Пашинян вместе с президентами России и Азербайджана принял трехстороннее заявление о прекращении огня, вводе в Нагорный Карабах миротворцев и передаче ряда районов в регионе Азербайджану. В Армении из-за этого решения начались протесты и демонстрации за отставку Пашиняна. В апреле этого года в Армении прошли масштабные акции протеста после заявлений премьера о том, что международное сообщество ожидает от армянской стороны снижения планки относительно требований по статусу Нагорного Карабаха. Многотысячная толпа протестующих перекрыла улицы и требовала отставки Пашиняна из-за его намерений пойти на уступки Азербайджану в вопросе Карабаха.