Фонд «Круг добра» заявил о проблемах при закупке лекарств. Пересмотр логистики и схем оплаты усложнил поставки, что создает риски для стабильного снабжения пациентов, заявили в фонде. «Круг добра» предложил ООН принять резолюцию, запрещающую распространение санкций на медицинские препараты. По мнению источника The Insider в одной из российских благотворительных НКО, проблема с закупками заключается не в санкциях на лекарства, а в том, что этот фонд связан с Владимиром Путиным, и оплачивает закупки из государственных средств со счетов банка, находящегося под санкциями.
«Круг добра» - государственный внебюджетный фонд поддержки детей с тяжелыми и хроническими заболеваниями, в том числе редкими. В январе 2021 года он был создан по указу Владимира Путина, учредителем фонда является российский Минздрав. За 2021 год фонд, по официальным данным, обеспечил лекарствами 2085 детей. Фонд не принимает пожертвования от частных или юридических лиц. Средства в него поступают от повышения НДФЛ «для богатых» (прибавка 2 % к НДФЛ для физических лиц и организаций, чей доход превышает 5 миллионов рублей в год). «Круг добра» - единственная в России организация с правом покупать на государственные деньги лекарства, которые не зарегистрированы в стране.
Фонд авансом собирает субсидии из бюджета, объем которых примерно равен той сумме, какую государство собирает в виде повышенного налога. В сентябре 2021 года зампред правительства РФ Татьяна Голикова сообщила, что в 2022—2024 годах фонду будет направлено более 252 млрд рублей.
The Insider не удалось найти в открытом доступе название банка, со счетов которого «Круг добра» переводит деньги поставщикам на оплату медикаментов: его нет ни в одном документе на сайте фонда и в системе Спарк. Нет номера счета и банка и в отчете Минюста. Собеседник The Insider в одном из благотворительных НКО предполагает, что трудности с оплатой у фонда могут быть связаны не только с тем, что фонд оплачивает лекарства из госбюджета, но и с тем, что банк, со счетов которого он платит, находится в санкционных списках. По словам источника, у других фондов проблем с оплатой нет, потому что они открыли новые счета в банках, не попавших под санкции. Другие банки могут осуществлять такие переводы как и раньше, если западный контрагент объяснит цель получения средств. В некоторых НКО считают, что фонд, выступая с предложением ООН принять резолюцию, запрещающую распространение санкций на медицинские препараты, может попытаться заодно снять санкции с банка, хотя, по мнению источников The Insider, вряд ли это является основной целью.
В целом собеседники The Insider сходятся во мнении, что основные причины трудностей, с которыми столкнулись сейчас фонды, не в санкциях на лекарства, санкции на медицинские препараты не распространяются, а в логистике и оплате, а также в нежелании отдельных компаний вести дела с российскими фондами. «Санкции не распространяются на медицинские препараты. Пожалуйста, вы можете купить, только непонятно как оплатить и достать их. Помимо санкций, есть еще позиция самих компаний. Их нельзя заставить продавать технологии, если они не хотят», - говорит источник. Это подтверждают и в «Круге добра». «Несмотря на то, что никто из поставщиков не отказался от исполнения контрактных обязательств перед «Кругом добра» по препаратам из нашего перечня, фонд столкнулся с рядом трудностей. Так, например, производитель лекарственного препарата для тяжелобольных детей, не имеющего аналогов, подтвердил контрактные обязательства, но при условии, что «поставленный лекарственный препарат не должен быть использован на территории страны, находящейся под санкциями», - заявили в пресс-службе фонда.
Директор благотворительного фонда «Кислород» Майя Сонина в разговоре с The Insider подчеркнула, что проблемы фондов не в санкциях на лекарства - резолюция ООН запрещает накладывать санкции на лекарства и медтехнику, - и даже не в трудностях с оплатой, а в усложненной логистике. По словам Сониной, у «Кислорода» пока не было проблем с закупкой лекарств. «Я не говорю о таргетных препаратах, потому что мы этим не занимаемся, это делает «Круг добра». Единственное, приходится ждать иногда, потому что сложности с логистикой, тормозят фуры по какой-то общественной инициативе на границе. Если бы ООН выработала какой-то алгоритм, было бы все понятно и была бы гарантия. Ладно, логистика осложнена, но она расписана так-то и так-то, мы бы по крайней мере знали, чего ждать и к чему быть готовыми», - сказала она.
С проблемами в логистике поставок действительно столкнулись все благотворительные организации. В частности, фонд «Подари жизнь» из-за невозможности ввозить грузы в Россию напрямую, ввозил лекарства через Бахрейн, где у него возникли трудности с несоблюдением температурного режима, и дорогостоящие лекарства испортились. Деньги за лекарства фонду вернули. Однако, как отметил один из собеседников The Insider, если отдельные благотворительные фонды могут все же договориться с перевозчиками, у «Круга добра» в этом случае опять же возникают проблемы, связанные с тем, что это государственная структура. «С ними просто не захотят разговаривать», - заключил источник.
По словам Сониной, пока у благотворительных фондов есть некоторый запас лекарств. «До войны была закупка, предоплаченная большой партии концентраторов кислорода и аппаратов ИВЛ. Какие-то лекарства ещё оставались на складах, но проблема в другом — в пожертвованиях, потому что у нас больше популярны дети Донбасса и основные пожертвования идут туда», - отметила она. Также Сонина добавила, что некоторые фармкомпании наложили санкции на оплату исследований и это лишило многих тяжелобольных людей получить бесплатное экспериментальное лечение.
Источник The Insider в одном из НКО отмечает, что «Круг добра» сложно назвать «пациентоориентированной организацией». Они могли бы уже сейчас обратиться за помощью в другие негосударственные фонды для покупки доставки лекарств, которых ждут пациенты, или посоветоваться со своими попечителями, но они предпочитают этого не делать, объяснили The Insider сотрудники нескольких благотворительных организаций.
Ранее «Би-Би-Си» писало о том, что хотя «Круг добра» и получил право покупать незарегистрированные лекарства, пользуется этой возможностью крайне ограниченно. На начало ноября прошлого года он договорился о поставке только трех лекарств из восьми, которые имеет право покупать, и оплатил лечение двадцати детей в центре «Рогачева». Из выделенных ему 10,9 млрд на закупку таких лекарств «Круг» на начало ноября потратил только 8% или 880 млн рублей. Небольшое число соглашений еще до всяких санкций руководитель протоиерей Александр Ткаченко объяснял сложностями в переговорах: не все производители считают Россию «приоритетной страной» для поставок - из-за меньшего, по сравнению с США или Китаем, объема закупок.