Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

«Время от «посадим всех оппозиционеров» до «зайдем в каждую дверь» пройдет быстро» — правозащитники о ликвидации «Мемориала»

The Insider

Верховный суд постановил ликвидировать просветительское общество «Международный мемориал» за нарушение законодательства об иностранных агентах. В суде прокуратура фактически признала, что повод для закрытия формальный, а настоящая причина — работа «Мемориала» по поиску исполнителей сталинских репрессий и публикация имен их жертв. Раньше Верховный суд отказывал в раскрытии данных палачей эпохи Большого террора. Теперь же решено полностью заблокировать работу организации, которая эти данные ищет. Адвокаты, правозащитники и политики — о том, зачем на самом деле уничтожают «Мемориал».

Вячеслав Бахмин, сопредседатель Московской Хельсинской Группы

Новость для всех нас печальная. В совокупности с общим наступлением на независимые СМИ, на гражданских активистов и организации, ситуация мне сильно напоминает начало 80-х годов прошлого века. Тогда, после ввода войск в Афганистан, власти решили, что у них развязаны руки, можно не заботиться о репутации в мире, и есть возможность расправиться со всеми неугодными. Сейчас в мире тоже не испытывают иллюзий по поводу российской власти, и уходящий год стал показательным по количеству и интенсивности репрессий в отношении всех, кто смеет иметь независимую позицию, отличающуюся от официальной. Так что нас ждут трудные времена.

Татьяна Глушкова, юрист, член Совета ПЦ «Мемориал»

В ходе этого процесса мы последовательно видели, как меняется их позиция. Они начинали с того, что международный «Мемориал» не промаркировал несколько своих публикаций, и это основание для того, чтобы его ликвидировать. В процессе мы слышали, что используется недостаточная маркировка. Уже в ходе процесса впервые за девять лет существования закона об иностранных агентах Роскомнадзор высказался, какой он видит эту маркировку, хотя до этого все попытки получить от него эту информацию проваливались.

И, наконец, в прениях прозвучало, что проблема не в маркировке, а в деятельности международного «Мемориала». Те формулировки, которые мы услышали от представителя административного истца, — о продажной совести или еще о чем-то — это не юридические, а политические формулировки. Наконец-то прокуратура обозначила истинную причину — проблема не в маркировке, им не нравится деятельность международного «Мемориала». Эти прения имеют большое символическое значение.

Мария Эйсмонт, юрист «Мемориала»

Это был один из вполне предсказуемых, к большому сожалению, итогов нынешнего судебного процесса. Конечно, на этом ничего не заканчивается, мы будем обжаловать. «Мемориал» — это прежде всего люди, которые делают большое и великое дело. «Мемориал» будет продолжать свою работу.

Сегодня ликвидируют организацию, которая на протяжении десятилетий возвращает этим людям их имена и их достоинство, убитых, загубленных и преданных собственным государством людей — их судьбы «Мемориал» достает из архивов, и их имена прочитываются. Вы все знаете, что такое «Возвращение имен». Ликвидировать такую организацию — это символически плохой знак. Слава Богу, все живы, значит это дело будет продолжено.

Генри Резник, член Совета по правам человека при президенте, юрист общества «Мемориал»

Непосредственное обжалование идет в юрисдикции, но есть перспектива обращения — в Конституционный суд или Европейский суд. Прокурор вышел за рамки искового заявления <говоря о деятельности «Мемориала»>. Мне вспомнились такие формулировки, которые были на процессах 30-х годов. И появление заявления ветеранов тоже было неслучайным. Мы это расцениваем как свидетельство осознания слабости чисто правовой позиции. Интересно, как обосновано это решение. Мы абсолютно уверены в том, что требование ликвидации организации абсолютно незаконно. Это политическое решение.

Политическая составляющая присутствует в такого рода делах. Мы же не дети. Давайте представим отклонение иска генерального прокурора. Это было бы чудом. В моей практике чудеса случались, но мне кажется, что это не тот случай, потому что речь идет не о судьбе конкретного человека.

Сергей Лагодинский, депутат Европарламента

Это черта под очередной главой Российской истории. Политическое поле настоящего зачистили, теперь зачищена и историческая память.

Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинской Группы

Ликвидация «Международного Мемориала» — это явление отнюдь не локальное: оно касается не только организации, оно касается всей страны в целом. Наконец-таки прокуратура заявила о главной претензии — раньше этих претензий не было — «Мемориал» создает образ СССР как террористического государства. Их претензия в том, как организация вскрывает преступления сталинского режима, как рассказывает о жертвах репрессий, об Архипелаге ГУЛаг. То, что это терроризм — очевидно. Тем более по нынешним меркам. Но прокуратура расценивает СССР иначе.

критерии действий, которые могут быть названы преступлением. Надо готовиться к большим и серьезным переменам.

Эллен Юбершер, председатель фонда Белля

Мы осуждаем политически мотивированное решение Верховного суда РФ. Роспуск «Международного Мемориала» является серьезным ударом по гражданскому обществу по всей Европе. Как Фонд Генриха Белля мы тесно связаны с «Мемориалом» уже более 30 лет. Мы поддержали «Мемориал». Но больше всего «Мемориал» поддерживал нас: научно, политически, морально и по-человечески. «Мемориал» — это международное сообщество, и оно будет продолжать работать над демократией, правами человека и просвещением в области преступлений против человечности.

Петр Цивиньски, директор Государственного музея Аушвиц-Биркенау

Власть, которая боится памяти, никогда не сможет достичь демократической зрелости.

Сергей Миронов, лидер «Справедливой России»

Решение ВС о ликвидации «Мемориала» – плевок в лицо всем жертвам репрессий, мне лично и моим родным! Моего деда Емельяна расстреляли в 1937 году. Он был простым крестьянином, а они выполняли план по «врагам». Государство провалило экзамен по собственной истории. Фатальная ошибка!»

Лев Пономарев, правозащитник, один из основателей «Мемориала»

Если пару заседаний прокуратура еще валяла дурака, говорила про «злостные и многочисленные отсутствия маркировок» и «издевательски мелкий шрифт на сайте», то сегодня все маски были сброшены. «Мемориал» ликвидирован не по каким-либо формальным придиркам. Они прекрасно понимали, насколько все это нелепо звучало. Вот она, истинная причина, озвученная безликим прокурорским мундиром: «Правозащитное общество «Мемориал» спекулирует на теме репрессий и создает лживый образ СССР как террористического государства».

Что это означает? А то, что в наступающем 2022 году репрессии развернутся по полной программе. Сколько пройдет времени от «посадим всех ярких оппозиционеров» до операции «зайдем в каждую дверь» – вопрос, видимо, сугубо технический.

Вектор ясен – «лживый образ СССР» будет постепенно возвращаться к жизни, но его новое воплощение будет строить не коммунистическая партия и политбюро, а чекистское политбюро, лишенное всякой нравственности и ответственности за будущее народов России.

А это значит, что никакого пломбира по семь копеек не будет, и тем более – освоения космоса и фундаментальной науки. Фанатов СССР и всех остальных граждан России ждет произвол, безграничное обогащение верхушки, тотальная слежка, бесконечные пытки в тюрьмах и отделах полиции и неизбежное нарастание кризиса в экономике и социальной сфере.

Осталась только одна мелочь: этот несчастный памятник жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова все еще стоит. Ликвидация «Мемориала» — личная трагедия для меня, ведь 30 лет назад мы создавали его с небольшой группой единомышленников. Но сегодня нас много. Дело «Мемориала» будет продолжено, о жертвах репрессий прошлого и настоящего никто не забудет.