Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Би-Би-Си: дворец Путина под Геленджиком прятали 10 лет при помощи подставных собственников и спецслужб

The Insider

На продаже дворца Путина бывший член кооператива «Озеро» и давний знакомый Путина Николай Шамалов заработал всего 4,9 млн рублей, а внутри стройки его воспринимали как формального владельца. Такой вывод можно сделать из утечки документов, отражающих историю строительства дворца, которые оказались в распоряжении Русской службы Би-Би-Си.

Документы подтверждают многие выводы расследования о дворце в Геленджике.

В массиве внутренних документов проекта собраны официальные документы и справки к совещаниям, которые готовили сотрудники московской фирмы, обслуживающей строительство дворца в Геленджике, сообщает Би-Би-Си. Период, который охватывают документы, — от середины нулевых до начала 2010-х, включая сделку по продаже дворца Шамаловым в начале 2011 года.

Согласно этим документам, Шамалов продал владения бизнесмену Александру Пономаренко, после того как предприниматель Сергей Колесников уехал из России и опубликовал открытое письмо к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву о «дворце Путина». О мотивах, заставивших его написать Медведеву, Колесников рассказал в интервью «Новой газете» в 2011 году.

После этого в распоряжении «Новой» оказались документы, из которых следовало, что к строительству имело отношение Управделами президента. Как пишет Би-Би-Си, вскоре после публикации «Новой газеты», была подготовлена стратегия, чтобы «минимизировать ущерб от откровений Колесникова».

Дворец в Геленджике перестал быть формальной собственностью бизнесмена Шамалова в 2011 году, так как его «имущественный и социальный статус» не соответствовал масштабу стройки.

Би-Би-Си сообщает, что «дворец Путина» был записан на фирму «Рирус», а Шамалов за продажу своих 49% в уставном капитале «Рируса» получил 4,9 млн рублей. По условиям договора деньги пришли на его карту, что «не выглядит обычно для бизнес-практик подобных сделок», а «суммы никак не соответствовали объекту», подчеркивает издание.

Кроме того, согласно документам, в разработанную стратегию для СМИ входили готовые ответы на вопросы о дворце, пишет издание. В том числе, были подготовлены ответы на вопросы «Как бы вы могли прокомментировать документы, опубликованные в «Новой газете»?» и о присутствии на объекте офицеров ФСО. В документах содержатся следующие варианты: «заказчиком строительных работ выступает учреждение, подведомственное ФСО» и «у меня нет информации о присутствии сотрудников ФСО на объекте, это выдумки лиц, незаконно проникших на территорию объекта».

Как сообщает издание, уже после покупки объектов структура Пономаренко наняла компанию Шамалова «Ногата» в качестве управляющего. Иначе говоря, покупатель сразу же отдал свое приобретение в управление продавцу. На это обращал внимание Алексей Навальный в расследовании о дворце в Геленджике.

В массиве есть два договора управления — дворцом и виноградниками. Согласно им, «Ногата» получила максимальное количество прав — в том числе право самостоятельно привлекать займы, принимать инвестиционные решения, использовать прибыль и в целом управлять проектами.

Главная задача такой необычной конструкции в массиве не скрывается: это было «сохранение максимального контроля ШНТ над проектом». За аббревиатурой ШНТ в документах, скорее всего, скрывался сам Шамалов.

«Пономаренко появился на объекте лишь один раз, а его люди в проект не входили», — рассказывает знакомый предпринимателя.

Судя по документам, сохранить проект в управлении команды Шамалова было критически важно: до сдачи дворца в эксплуатацию оставалось чуть более полугода. Дворец торопились сдать к 8 октября 2011 года, рассказывал ранее Би-Би-Си сотрудник одной из подрядных организаций.

Николай Шамалов не ответил на запрос издания.

В январе Фонд борьбы с коррупцией опубликовал новые подробности о дворце Владимира Путина на мысе Идокопас.

Впервые об этой резиденции подробно рассказал предприниматель Сергей Колесников в 2010 году, и после разразившегося скандала дворец в 2011 году официально перешел во владение бизнесмена Александра Пономаренко. «Ведомости» писали, что Пономаренко, по сути, купил дворец на деньги «Транснефти». ФБК в своем расследовании утверждал, что здание и сейчас содержится за деньги государственных «Роснефти» и «Транснефти», и что после фиктивной продажи дворец остался резиденцией Путина.

ФБК опубликовал подробные планы и фотографии дворцового комплекса. Как выяснилось, под дворцом расположен подземный бункер высотой с пятиэтажный дом, оранжерея на 2500 квадратных метров, амфитеатр и 80-метровый мост через овраг, ведущий к чайному домику. В горе есть специальный тоннель, позволяющий выйти к морю.