Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Антифейк

«КП» пересказала статью из Bloomberg о «мягкой реабилитации Гитлера» на Западе, но скрыла, что продолжателем Гитлера там назвали Путина

«Комсомольская правда» опубликовала статью Евгения Умеренкова под названием «На Западе началась мягкая реабилитация Гитлера: он уже стал смешным персонажем поп-культуры» с подзаголовком «Bloomberg: Гитлер на Западе стал суперзвездой телешоу и мемов». В статье говорится (пунктуация оригинала сохранена):

«Рэпер Канье Уэст, открыто заявивший, что восхищается Гитлером, был тут же осужден западными СМИ. Но почему понадобился такой громкий скандал с шоуменом, взявшим в кумиры мирового душегуба, чтобы вспомнить, что Гитлер — все-таки злодей? В этом попробовал разобраться колумнист Bloomberg Андреас Клут.
Главной причиной того, что образ Гитлера стал мемом и частым героем сатирических ток-шоу, кинокомедий и развеселых сериалов, автор Bloomberg считает невежество, уровень которого, как он пишет, просто ошеломляет. В США, согласно опросам, 63% молодых людей не знают, что шесть миллионов евреев были убиты во время нацистского Холокоста, а 36% считают, что жертв было «два миллиона или меньше». При этом каждый десятый не уверен, был ли Холокост вообще, или отрицает его реальность. А 19% миллениалов и зумеров (родившихся в 1980х-2000-х годах) в штате Нью-Йорк вообще считают, что именно евреи сами учинили Холокост.
Можно, конечно, добавить, что помимо трагедии Холокоста развязанная Гитлером Вторая мировая война унесла жизни свыше 55 миллионов человек, из них 27 миллионов — только в Советском Союзе. Жертвы поляков по численности были примерно такими же, как евреев. Китайцев погибло свыше пяти миллионов. Но для понимания миллениалов это было бы, пожалуй, слишком сложно.
Описывает Андреас Клут и механизм „вползания” образа злодея в массовую культуру. Здесь тоже все более-менее понятно: сначала был возбужден интерес к личности Гитлера как к „селебрити” — публикация его псевдо-дневников, смакование быта. Потом „смешной Гитлер” стал завсегдатаем эстрадных гэгов и всяческих пародий. Ну смешно ведь! Да и у нас тоже сколько таких сценических приколов и даже фильмов настрогали. <…>
Хорошо, конечно, что на Западе задались вопросом реабилитации немецкого нацизма и его создателя. Уже шаг вперед. Но допустить, что на Украине есть сторонники нацизма — это пока табу. Ведь получится, что Запад помогает тем, кто не скрывает своих симпатий Третьему рейху. И поэтому там в упор не видят развивающиеся над позициями ВСУ флагов со свастикой, шевронов дивизии СС „Мертвая голова” или украинской дивизии той же СС „Галичина” на форме киевских солдат. Много чего еще не видят, отсюда и „Не смешите!” канцлера Шольца по поводу геноцида на Донбассе.
Но хоть вглядываться в явление — возрождение нацизма в Европе и США — начали. Должны разглядеть и то, что в России, в отличие от ее некоторых соседей, нацистов не прославляют, а преследуют. Придет время».

Статья колумниста Bloomberg, бывшего главного редактора Handelsblatt Global и обозревателя The Economist Андреаса Клута появилась как реакция на встречу Дональда Трампа с Канье Уэстом и известным расистскими взглядами публицистом Ником Фуэнтесом, а также вышедшее через несколько дней после этого ток-шоу, где Уэст говорил, что ему многое нравится в Гитлере, и даже назвал себя нацистом, что крайне необычно для афроамериканца.

По мнению Клута, впрочем, не бесспорному, из-за того, что Гитлер во времена, когда новое поколение уже мало что знает о преступлениях нацизма, стал персонажем комиксов и интернет-мемов, в обществе укореняется отношение к нему как к чему-то забавному и относительно безобидному. Как пример беззубого юмора он приводит немецкий комикс 1998 года «Адольф, нацистская свинья».

«КП» зачем-то проиллюстрировала свою публикацию кадром из фильма новозеландского режиссера Тайки Вайтити «Кролик Джоджо», никакого отношения к этой тенденции не имеющего: это серьезный фильм о том, как подросток, живущий в нацистской Германии и искренне любящий Гитлера, начинает понимать чудовищную сущность режима. Забавный карикатурный Гитлер в этом фильме — воображаемый друг подростка.

Тайка Вайтити в роли воображаемого Гитлера в фильме «Кролик Джоджо»

Умеренков прав, когда говорит, что в России тоже «настрогали приколов» с Гитлером; достаточно вспомнить хотя бы комедию Марюса Вайсберга «Гитлер капут», полную сомнительных шуток «ниже пояса», в том числе об отношениях Гитлера с Евой Браун, которую играет Ксения Собчак.

Михаил Крылов в роли Гитлера в фильме «Гитлер капут»

Впрочем, вопросом о «мягкой реабилитации» Гитлера в России автор не задается, его почему-то больше интересует Запад. А вот Андреас Клут рассматривает и российскую реальность. В своей статье он приходит к такому выводу:

«То, что начиналось смешно (для некоторых), стало извращением. Невыносимо наблюдать за тем, как президент России Владимир Путин включается в эстафету тех же мемов, одновременно перенимая пропагандистский стиль Гитлера — например, меняя местами роли жертв и преступников. Так Путин хочет заставить вас поверить, что украинцы — это нацисты и что он защищает от них русских. Столкнувшись с когнитивным диссонансом от того, что президент Украины Владимир Зеленский — еврей, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявляет, что „у Адольфа Гитлера тоже была еврейская кровь”.
И вот мы в той точке, когда все, от рэперов в лыжных масках <Канье Уэст на ток-шоу, где восхищался Гитлером, был в лыжной маске. — The Insider> до не брезгующих геноцидом автократов, разглагольствуют о Гитлере и нацистах, не обремененные ни фактами, ни пропорциями, ни приличиями. А остальным, особенно миллениалам и зумерам, приходится пробираться на ощупь сквозь постмодернистский туман, где нет ничего истинного и все возможно — и, если есть сомнения, уморительно смешно.
Это та моральная пустота, которой мы раньше боялись, интеллектуальный вакуум, в котором растет ненависть и, в конце концов, массовые убийства снова становятся мыслимыми».

Но автор статьи в «КП», решив привлечь Клута на свою сторону, его основную мысль попросту отбрасывает.